Думаю, все без исключения автолюбители, ремонтирующие свои автомобили, знакомы с таким аксессуаром, как жидкий ключ. Производители обещают на упаковке чудодейственный эффект, но так ли это? Сегодня я бы хотел разобрать некоторые из них и сравнить между собой. Мнение, изложенное дальше, - просто личные наблюдения и предпочтения. Никакого супер научного подхода здесь нет, но результаты соответствуют моему опыту использования жидких ключей.
Хочу напомнить, что жидкий ключ не является смазкой в привычном понимании. Он не смазывает трущиеся детали, а лишь размягчает ржавчину на какое-то время. Для смазывания пар трения выпускаются смазки в аэрозольных баллончиках. В состав входит: керосин или уайт-спирит, минеральное масло, отдушка и (редко) преобразователь ржавчины.
Немного о методике тестирования: нашёл целое ведро ржавых болтов с гайками под открытым небом. Не знаю, сколько они там лежали, но внешний вид плачевный. Первоначально планировалось зажать болт в маленькие тиски и откручивать гайку динамометрическим ключом.
В процессе проведения эксперимента оказалось, что такими хлипкими тисками, как их не закручивай, не удастся открутить болт. Пришлось немного модернизировать установку.
Номер 1. WD-40.
Вот уж что, а WD-40 не нуждается в представлении. Самое разрекламированное средство, которое продаётся в любом авто/строительном магазине. Заметьте, на упаковке не сказано, что продукт применяется для смазки. Раньше иногда пользовался им и не знал проблем, маленького баллона хватало на год. Пока не начал ремонтировать подвеску. Сегодня цена этого дара богов составляет в лучшем случае 1р за 1мл (если покупать самый большой баллон). Да, средство работает и бывает незаменимо, но за такую цену можно купить ГОРАЗДО больше, благо наша промышленность выпускает кучу аналогов по доступной цене.
Практически не имеет запаха, хорошо проникает в ржавчину.
Цена: 1 (193р за 100мл / 2р за 1мл). Без комментариев. 0,1л стоит 193р; 0,2л - 234р; 0,3л - 320р; 0,4л - 400р.
Проникающая способность: 3. Неплохо держится на наклонных поверхностях, немного проникает вверх.
Удобство использования: 5. Маленький баллон, везде можно подлезть (конкретно этот экземпляр). В комплекте идёт трубочка. Расходуется полностью.
Расход средства: 4. Средненько, иногда нужно полить 2 раза.
Усилие на откручивание: 150
Итог: 3,25. Цена убивает все плюсы.
Номер 2. Проникающая смазка "мастер ключ" Agat.
В отличии от всех остальных смазок, имеющих жидкую консистенцию, эта распыляется в виде пены, которая очень хорошо обволакивает поверхность и проникает туда, куда не смогут другие, стекает медленнее всех. Точечный факел распыла. При нанесении на ржавчину вступает в бурную реакцию.
Цена: 3 (111р за 200мл / 0,55р за 1мл). В моём городе стоит 150р во всех магазинах. Но всё равно в два раза дешевле за 1мл, чем WD-40.
Проникающая способность: 5. Великолепно держится на наклонных поверхностях, хорошо проникает выше уровня нанесения.
Удобство использования: 5. Маленький баллон, везде можно подлезть. В комплекте идёт трубочка. Расходуется полностью.
Расход средства: 5. Не требует поливания детали каждые 5 минут, баллон полностью расходуется.
Усилие на откручивание: 135
Итог: 4,5. Использую в крайних случаях, когда уже ничего не помогает. Крышка хлипкая, в багажнике лучше не возить.
Номер 3. Жидкий ключ Kerry.
Имеет среднюю консистенцию между жидкостью и пеной, хорошо проникает в поверхность. Факел распыла широкий.
Цена: 5 (83р за 210мл / 0,4р за 1 мл).
Проникающая способность: 4. Неплохо держится на наклонных поверхностях, немного проникает вверх.
Удобство использования: 5. Маленький баллон, везде можно подлезть. В комплекте идёт трубочка. Расходуется полностью.
Расход средства: 5. Не требует поливания детали каждые 5 минут, баллон полностью расходуется.
Усилие на откручивание: 140
Итог: 4,75. Валяется в багажнике на чёрный день. Крышка сидит излишне плотно, что исключает самопроизвольное использование.
Номер 4. DG-40 Проникающая смазка 3TON.
Жидкая консистенция, только в этой смазке есть стальной шарик в баллоне, жидкость находится под гораздо большим давлением, чем в других образцах, благодаря чему отлично проникает в труднодоступные места. Также замечено, что средство отлично удаляет масляные и грязевые отложения (чистил направляющие суппортов от засохшей смазки, когда не было под рукой очистителя карбюратора). В комплекте длинная трубка. В остальных продуктах трубка очень жёсткая, здесь гораздо мягче.
Цена: 5 (129р за 520мл / 0,25р за 1мл). Вне конкуренции.
Проникающая способность: 5. Неплохо держится на наклонных поверхностях, хорошо проникает вверх, из-за большого давления попадает во все щели.
Удобство использования: 4. Средних размеров баллон, почти везде можно подлезть. В комплекте идёт длинная трубочка. Расходуется полностью.
Расход средства: 4. Субъективно что-то на уровне WD-40, баллон полностью расходуется.
Усилие на откручивание: 140
Итог: 4,5. Использую в качестве основного средства. Там, где другие побеждают качеством обволакивания поверхности, это выигрывает количеством. Из недостатков — носик сидит не плотно, при падении на пол со 100% вероятностью отвалится и укатится в неизвестном направлении.
Номер 5. Жидкий ключ G-Power
Из плюсов - не так сильно воняет, если попадёт на выпускной коллектор.
Цена: 5 (192р за 650мл / 0,29р за 1мл). Отличный результат.
Проникающая способность: 4. Неплохо держится на наклонных поверхностях, немного проникает вверх.
Удобство использования: 1. Огроменная бандура, спасает только трубка из комплекта, которая меньше по диаметру, чем отверстие в пшикалке, из-за чего вечно вылетает. Расходуется НЕ ПОЛНОСТЬЮ, в баллоне ещё немного плещется (~1/10 часть), но выходит только газ. Плохо работает под углом, приходится ловить такое положение, чтобы заборная трубка внутри попала в жидкость.
Расход средства: 3. Ни то ни сё.
Усилие на откручивание: 160
Итог: 3,25. Моё второе средство после WD-40. Эффективность ниже, средства требуется больше. Давление в баллоне ниже всех, но распыляется неплохо. Родная пшикалка сразу отвалилась и потерялась, заменил на похожую формата «папа». Удивительно, но это средство до сих пор не закончилось.
Небольшой тест пенетрации. Взял лист А4 и закрыл верхнюю часть другим многократно сложенным листом. С расстояния 10см распылил жидкие ключи в течение 1 секунды. Фотография выше сделана сразу после распыления. Хорошо видно факел распыла каждого образца. А вот фото спустя 5 минут:
И спустя 10 минут:
К сожалению, шкалы динамометрического ключа не хватило, чтобы узнать усилие откручивания контрольного образца. И "лабораторный стенд" не выдержал такую нагрузку. Откручивали гайку в 4 руки. По ощущениям там все 250Нм, а то и больше. Надеюсь, мой небольшой обзор был полезен для кого-то. Все представленные товары есть в AvtoAll.
Кстати, если под рукой нет жидкого ключа, то его можно изготовить самому. Мой рецепт: 40% керосина, 30% уайт-спирита, 10% масла (подойдёт любое), 10% ацетона и столько же преобразователя ржавчины. Проблема только в том, что перед каждым использованием необходимо интенсивность перемешивать получившуюся смесь, т.к. компоненты расслаиваются. Разумеется, эффективность будет ниже, чем у заводского решения, но работает всё равно отлично. Я залил самодельный жидкий ключ в пульверизатор. Удачи!
Комментарии