У каждого любящего своего «коня» автомобилиста любая деталь в машине должна быть в порядке. Касается это как деталей экстерьера автомобиля, так и деталей и материалов, находящихся в его салоне. К последним относится парприз или, как говорят в народе, «торпедо». Одним из его элементов является дефлектор (центральное сопло) отопителя, представляющий из себя вентиляционную решётку с регулируемыми в горизонтальной и вертикальной плоскостях «шторками» и рычажком-регулятором направления потоков воздуха.
В зависимости от года выпуска и модификации автомобилей «десятого» семейства данный дефлектор выпускался в различных форм-факторах: старого (с вертикальным расположением рычага-регулятора направления потоков воздуха) и нового (с горизонтальным расположением рычага-регулятора направления потоков воздуха) образца для старой панели и для евро-панели.
В настоящем обзоре речь пойдёт о сопле центрального воздуховода нового образца для старой панели автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.
Основной (и, наверное, единственной) причиной замены этой детали является её механическое повреждение. Обусловлено это двумя основными факторами: изменениями температуры наружного воздуха и, как следствие, температуры в салоне; а также движением автомобиля по неровным дорогам плохого качества, так как удары от попадания в ямы и повышенная вибрация, передаваясь на пластик передней панели, могут существенно способствовать излому центрального дефлектора. При этом будет слышен характерный однократный хруст.
В результате таких трещин в дефлекторе могут ломаться «площадки», на которых расположены крепления шторок к корпусу дефлектора. При такой поломке шторки просто упадут в хаотичном порядке, выйдя из зацепления с корпусом дефлектора. Также в следствие иссыхания могут ломаться соединительные элементы шторок, обеспечивающие их синхронное движение.
Что ж, приступим к замене.
Вот так выглядит новая деталь (тут необходимо обратить внимание на места её крепления с корпусом воздуховода).
Для начала необходимо снять наконечник рычага-регулятора направления потоков воздуха. Для этого необходимо, ухватившись за наконечник, аккуратным тянущим движением (возможно, придётся немного раскачивать его в стороны) потянуть его на себя. Удобней всего делать это в центральном положении рычага «на стекло».
Далее необходимо освободить два крепления-защёлки корпуса дефлектора. В принципе, можно делать это с любой стороны, но, исходя из опыта и практических советов автолюбителей, делать это удобней справа.
Для этого необходимо, запомнив примерное расположение креплений на новой детали, просунуть плоскую отвёртку в щель между корпусом старого дефлектора и пластиком панели и аккуратно поддеть корпус дефлектора в месте верхнего крепления. Таким образом, защёлка должна выйти из зацепления с внутренней кромкой панели. То же самое нужно проделать с нижней защёлкой. После указанных манипуляций правый торец дефлектора выйдет из своего посадочного места в панели. При выполнении данной операции нужно быть очень аккуратным, дабы не повредить панель. При высвобождении дефлектора из посадочного места можно аккуратно и не торопясь помогать ему руками, немного отодвигая его край в сторону, противоположную панели.
После этого, раскачивая с маленькой амплитудой движений корпус дефлектора вправо и на себя, нужно окончательно освободить его из посадочного места. При этом следует воздержаться от резкого движения на себя, так как внизу дефлектора подключена лампочка подсветки шкалы-индикатора направления потоков воздуха, и резкое движение может повредить проводку или контакты этой лампочки.
Кстати, для лучшего освещения индикатора можно заменить лампочку на светодиодную, однако, при этом следует иметь в виду, что по статистике и опыту диодные лампы гораздо менее долговечны, чем лампы накаливания. Впоследствии это может привести к вынужденной замене лампы, а поменять её без демонтажа дефлектора невозможно. Лишний же демонтаж/монтаж дефлектора может повлечь за собой увеличение риска отламывания его креплений. Если же Вы всё-таки решите менять лампочку, то делается это достаточно просто: вращением патрона лампочки в направлении против часовой стрелки он высвобождается из зацепления с посадочным местом и вытаскивается (как, собственно, и большинство ламп в автомобиле, будь то лампа указателя поворота, стоп-сигнала или лампа приборной панели). Новая лампа вставляется посредством прокручивания посаженного патрона в направлении по часовой стрелке.
Итак, продолжая замену, необходимо отсоединить клемму проводки от клемм лампочки и окончательно снять дефлектор. При этом необходимо запомнить порядок подключения проводов для последующего подключения лампы.
Заботливый автомобилист, сняв центральное сопло, должен обратить внимание на состояние элементов и деталей, расположенных за ним. Так, после демонтажа сопла рекомендуется проверить состояние всех возможных деталей, расположенных в центральном воздуховоде, и произвести замену неисправных в случае необходимости. Для профилактики неблагоприятных последствий также рекомендуется проверить затяжку саморезов, расположенных в указанном месте.
Для снижения вероятности изломов нового дефлектора, а также просто для уменьшения количества и уровня его скрипов при движении, рекомендуется немного обклеить внутреннюю часть корпуса дефлектора антискрипной лентой. В настоящее время лидером среди таких материалов является маделин. Продаётся данный материал как в формате крупных листов, так и небольшой ленты. Если Вы решитесь на проклейку малелином, стоит иметь в виду, что здесь нельзя переусердствовать с количеством материала и площадью обклейки, так как это может привести к тому, что корпус дефлектора просто не установится в своё посадочное место – лента либо перекроет верхние прорези для креплений, либо просто не даст пространства для установки дефлектора. Достаточно проклеить дефлектор по внутреннему периметру его корпуса, максимум – ещё и стенки внутри воздуховода, за которые защёлкиваются крепления дефлектора.
Данные действия помогут значительно снизить скрипы, возникающие в этом месте при движении по неровной и крупнозернистой дороге.
Продолжая установку, необходимо отсоединить шкалу-индикатор направления потоков воздуха, открутив два самореза. Переставляя её на новый дефлектор (а новые продаются без данной шкалы), важно сильно не затягивать саморезы, так как существует риск сорвать резьбу и само крепление шкалы (по аналогии с соединительными креплениями двух половинок кожуха рулевой колонки). При этом следует проверить способ крепления шкалы на наличие щели в её нижней левой части (положение «в лицо»), так как чаще всего при закручивании саморезов она «съезжает» именно там. Лучше всего это будет заметно, если проводить проверку, включив подсветку шкалы – щель будет подсвечена. При необходимости нужно просто ослабить соответствующий саморез, подтянуть шкалу в нужном направлении и, придерживая её, затянуть саморез.
Также необходимо обратить внимание на положение так называемого синхронизатора шторок, так как зачастую усики крепления к шторкам имеют свойство соскальзывать со штанг крепления самих шторок. Это может привести к тому, что некоторые из шторок просто не будут двигаться вместе с остальными при регулировании их бегунком, обращённым в салон. Если Вы заметили, что крепление соскочило, необходимо просто аккуратно придавить синхронизатор к шторке в соответствующем месте. Пластик там достаточно гибкий и усики синхронизатора защёлкнутся на шторке снова.
Итак, дефлектор обклеен маделином, лампочка подсветки заменена на диодную, корректность движения шторок и надёжность крепления их синхронизатора проверена. Пора приступать к установке нового дефлектора.
При обратной установке необходимо также не забывать про аккуратность и исключить всякую спешку.
Собственно, монтаж проводится в обратной последовательности:
1. Подключаем лампочку подсветки к клеммам её патрона. На этой стадии рекомендуется сразу проверить корректность подключения, включив зажигание и габаритные огни. Далее укладываем провода максимально назад в воздуховод, чтоб они не помешали дальнейшему монтажу.
2. Заводим левый край дефлектора в посадочное место, максимально отодвинув («вдавив») его назад.
3. Придерживая левый край дефлектора, чтоб он не вышел из зацепления с посадочным местом, потихоньку утапливаем правый его край в корпус панели до щелчка – это значит, что «ушки» креплений защёлкнулись за стенкой воздуховода.
4. Проверяем, все ли крепления защёлкнулись, путём аккуратного надавливания по всему периметру корпуса дефлектора, уделяя особое внимание боковым его краям. При правильной установке дефлектор должен встать немногим глубже уровня панели.
5. Надеваем наконечник на рычаг-регулятор направления потоков воздуха.
6. Можно дополнительно обработать дефлектор полиролем для пластика, однако не наносить при этом полироль на его элементы, за которые Вы будете впоследствии браться руками (это ручки, регулирующие положение шторок и наконечник рычага регулировки потоков воздуха), так как полироль создаёт некомфортные и неудобные ощущения при дальнейшем обхвате, например руля или ручки переключения передач.
7. Радуемся проделанной работе, красоте в салоне и исправности новой детали!
Комментарии