
Далеко не всегда на велосипеде можно добраться до нужной точки, иногда своего двухколесного друга приходится возить на машине. Для перевозки велосипеда есть несколько решений, одно из них — багажник на крышу. Об этом багажнике, его типах, конструкции и особенностях использования — читайте в статье.
Назначение багажника
Велосипед — это больше спорт или развлечение, нежели транспортное средство, поэтому на нем довольно сложно преодолевать большие расстояния. И если вы не спортсмен, участвующий в велогонке или велопробеге, то в случае необходимости доставки велосипеда в какую-либо удаленную точку вы, скорее всего, обратитесь за помощью автомобиля. Перевозка велосипедов на автомобиле — это не самая сложная задача, решить которую помогают специальные крепления и багажники.
В настоящее время наибольшее распространение получило для типа багажников для перевозки велосипедов — на фаркопе (в задней части автомобиля) и на крыше. Первый вариант не всегда удобен, да и использоваться такой багажник может далеко не на каждом автомобиле. А вот багажник для перевозки велосипеда на крыше — это более универсальное средство, которое можно применять практически на любой машине.
Багажник для перевозки велосипеда на крыше — это специальное удерживающее устройство, которое крепится на крыше автомобиля и обеспечивает надежную фиксацию велосипеда во время транспортировки. Это устройство можно использовать на автомобилях с установленными на крыше багажными дугами или традиционным багажником. Это незаменимый аксессуар для любителей и профессионалов, вынужденных перевозить свои велосипеды на малые и большие расстояния.
Типы и устройство багажников для перевозки велосипедов
Багажники для перевозки велосипеда на крыше имеют принципиально одинаковое устройство, а отличия заключаются лишь в наличии или отсутствии дополнительных элементов, способах фиксации велосипеда, его колес и педалей, и другими мелочами.
Типичный багажник состоит из следующих вещей:

- Профильная направляющая (дуга, желоб) — основа конструкции, которая непосредственно удерживает велосипед и все фиксаторы;
- Держатель рамы — подвижная конструкция с фиксаторами, которая удерживает велосипед в вертикальном положении;
- Крепления для установки багажника на багажные дуги автомобиля.
Обычно направляющая (также ее часто называют дугой) выполняется в виде профилированного (полукруглого, V-образного, трапециевидного) желоба, в который ставятся колеса велосипеда. Профиль предотвращает смещения колес велосипеда и случайное поворачивание руля. Дуга, как правило, изготавливается из металла, имеет защитное покрытие и пластиковые/резиновые накладки на торцах. На оконечностях направляющей предусмотрены устройства для ее крепления к багажным дугам автомобиля, а в передней части крепится держатель рамы.
Держатель рамы — это одна или две поворотных дуги или трубы, на конце которых предусмотрено фиксирующее устройство. Дуги могут наклоняться, чем обеспечивается возможность крепления велосипедов с рамами разной конфигурации и размера. Фиксирующее устройство выполнено по типу струбцин или разводного ключа — одна из труб рамы велосипеда зажимается между двумя подвижными губками. При этом губки могут располагаться вертикально или горизонтально.
Держатели рамы делятся на два основных типа:
- С одной дугой;
- С двумя дугами.
Держатели с одной дугой обычно комплектуются фиксирующим устройством с горизонтальным расположением губок, которые могут двигаться по типу разводного ключа. Обычно в таких устройствах предусмотрена функция фиксации педалей, что повышает надежность транспортировки велосипеда. Держатели с двумя дугами — это более простое по конструкции и дешевое решение. Каждая из дуг несет на себе губку, а их сжатие обеспечивается проходящим через обе дуги винтом.
Обычно губки держателя имеют мягкие подушки, предотвращающие деформацию труб рамы или порчу их внешнего вида. На дорогих моделях механизм привода губок фиксатора оснащается ограничителем усилия, который обеспечивает сжатие губок с определенным моментом. Такой багажник позволяет перевозить велосипеды с рамой из мягких и хрупких материалов, которые могут деформироваться или сломаться.
Крепления багажника к багажным дугам могут быть двух основных типов:
- В виде скоб, которые с помощью гаек и пластин прижимают направляющую багажника к багажным дугам;
- В виде направляющих, которые вставляются в желоба багажных дуг.
Первый вариант наиболее универсален, так как подходит для крепления на любых типах багажных дуг и багажников. Второй вариант подходит только для полых багажных дуг с направляющими, такие крепления более дорогие и сложные, но обеспечивают более надежное и бережное удержание багажника с велосипедом.

В большинстве современных багажников также предусмотрены фиксаторы колес. Обычно они выполнены в виде хомутов или ремней с обычными замками или храповыми механизмами. Также существуют специальные фиксаторы, с помощью которых можно перевозить велосипед со снятым передним колесом — в этом случае вилка упирается в фиксатор и зажимается с помощью двух болтов. При наличии такого фиксатора держатель рамы может не использоваться.
В багажниках для перевозки велосипедов также могут использоваться различные дополнительные возможности и опции:
- Один или несколько замков (кодовых или на ключе), делающих невозможным разжим фиксаторов и предотвращающих кражу велосипеда;
- Сменные фиксаторы для крепления велосипедов с рамами разной конфигурации и размеров;
- Демпфирующие вставки для защиты велосипеда от вибраций и ударов.
Сегодня рынок предлагает большое количество различных багажников для перевозки велосипедов на крыше, так что выбор функций и опций может быть очень широким и разнообразным.
Особенности использования багажника
Использование багажника не доставляет сложностей, главное здесь — следовать инструкции по эксплуатации и нескольким простым рекомендациям. Но прежде необходимо выбрать и купить багажник.
Покупать следует тот багажник, который подходит для велосипеда по габаритам и конструктивным особенностям. Например, для перевозки велосипеда с углепластиковой рамой имеет смысл покупать багажник с ограничителем момента сжатия губок держателя, или вовсе выбрать багажник без держателя рамы, а с фиксацией за переднюю вилку (со снятым колесом).
Важно помнить, что багажник с велосипедом устанавливается по продольной оси автомобиля, поэтому следует использовать поперечные багажные дуги. Если же на авто установлены продольные дуги, то необходимо дополнительно купить съемные поперечины, которые крепятся к дугам, а на них уже ставится багажник с велосипедом.
Большое преимущество багажников заключается в том, что их можно устанавливать несколько штук на одном автомобиле — обычно не более четырех или пяти. Поэтому следует покупать столько багажников, сколько планируется перевозить велосипедов. Среднестатистической семье обычно хватает два-три багажника.
При установке велосипеда на багажник следует максимально надежно фиксировать раму и колеса. И, конечно же, большое внимание нужно уделять фиксации самого багажника на багажных дугах. Безответственное отношение к крепежу может не просто привести к потере велосипеда (во всех смыслах), но даже создать аварийную ситуацию на дороге.
Багажник для велосипеда — это надежное средство, которое сделает перевозку велосипеда простой независимо от расстояния.