В гидравлических системах современных тракторов, строительной, дорожной и иной техники используется специальная жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ. Все об этой жидкости, ее существующих видах, составе и характеристиках, а также о правильном выборе и замене масел типа ВМГЗ рассказано в этой статье.
Что такое гидравлическое масло ВМГЗ
Гидравлическое масло ВМГЗ (всесезонное масло гидравлическое загущенное) — рабочая жидкость для систем гидравлического привода и управления агрегатами автомобилей, тракторов, строительной, специальной и иной техники, соответствующее требованиям отечественного стандарта ГОСТ 17479.3-85.
В автотракторной, строительной и специальной технике широко используются разнообразные системы с гидравлическим приводом — гидроусилители, приводы навесного и прицепного оборудования, и другие. В данных системах реализован принцип передачи усилий от нагнетательного насоса на исполнительные механизмы (гидроцилиндры) с помощью жидкого рабочего тела. Сегодня в качестве рабочего тела гидросистем используются специальные жидкости — гидравлические масла.
Специально для применения в системах гидравлического привода и управления наземных машин различного назначения (дорожных, строительных, подъемно-транспортных, лесозаготовительных и других), тяжелой автомобильной техники, а также передвижных и стационарных промышленных установок, эксплуатируемых на открытом воздухе, используется гидравлическое масло марки ВМГЗ – всесезонное гидравлическое загущенное масло. На данную гидравлическую жидкость возложено несколько функций:
- Функции рабочего тела, обеспечивающего передачу усилий от нагнетателя к исполнительным механизмам;
- Смазка трущихся деталей гидросистемы;
- Защита металлических деталей системы от коррозии;
- Снижение интенсивности износа трущихся металлических деталей системы;
- Обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик гидросистемы в определенном диапазоне температур воздуха;
- Обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик системы на всех режимах и во всем диапазоне давлений за счет предотвращения вспенивания и стабильности химического состава.
Гидравлическое масло ВМГЗ, как и любые другие масла, со временем теряют свои качества и нуждаются в замене. Но прежде, чем приобретать новое масло, необходимо разобраться в его свойствах, особенностях и применяемости.
Типы, состав и характеристики гидравлических жидкостей ВМГЗ
Все гидравлические масла в нашей стране классифицируются и маркируются в соответствии с ГОСТ 17479.3-85. Данный стандарт указывает, что масло ВМГЗ по своим эксплуатационных свойствам относится к группе В (что соответствует группе HV по стандарту ИСО 6074-4-82) и по вязкости к 15 классу. Все эти характеристики указаны в маркировке масла: МГ-15-В, где МГ — «минеральное гидравлическое» (масло). Поэтому на таре с данным типом гидравлического масла можно встретить маркировку ВМГЗ или МГ-15-В, а зачастую сразу обе.
Любое представленное на рынке идравлическое масло ВМГЗ состоит из нескольких основных компонентов:
- Минеральная основа с низкой температурой замерзания и малой вязкостью (обычно используются нефтепродукты с определенным составом, полученные в ходе гидрокаталитических процессов нефтепереработки);
- Загущающая присадка;
- Пакет присадок для повышения ресурса и эксплуатационных качества — антикоррозионные, антиокислительные и противоизносные.
Кинематическая вязкость основы масла ВМГЗ лежит в пределах 13,5-16,5 кв.мм/с (сСт) при температуре 40°С.
Такие характеристики обеспечивают сохранение эксплуатационных характеристик масла при давлениях до 25 МПа, температуре жидкости в объеме до +90°С, и температурах окружающего воздуха от -40°С до +50°С.
Указанным выше стандартом установлено, что конкретные характеристики и состав масла ВМГЗ регламентируются отдельным документом ТУ 38.101479. Многие производители используют собственные ТУ и ОСТ, однако в их основе лежат все тот же ГОСТ 17479.3-85 и ТУ 38.101479. В этих документах предусматривается, что жидкости ВМГЗ делятся на несколько типов и классов в соответствии с их вязкостью и температурой замерзания.
По вязкости масла ВМГЗ бывают двух классов:
- Класс I — вязкое, имеет повышенную вязкость при низких температурах и плотность (около 895 кг/куб.м);
- Класс II — менее вязкое, имеет пониженную кинематическую вязкость при низких температурах и меньшую плотность (около 865 кг/куб.м).
Фактически, масла обоих классов начинают застывать примерно при одинаковой температуре (не выше -50°С), однако масло класса II остается более жидким при температуре -40°С, чем масло класса I при температуре -35°С. Соответственно, масла ВМГЗ различных классов могут использовать в разных климатических условиях.
По температуре замерзания масла ВМГЗ делятся на три группы:
- ВМГЗ-45 — температура замерзания не выше -45°С;
- ВМГЗ-55 — температура замерзания не выше -55°С;
- ВМГЗ-60 — температура замерзания не выше -60°С.
При этом многие производители соотносят тип и класс масла — ВМГЗ-55 (класс I) и ВМГЗ-60 (класс II).
Независимо от характеристик, все типы масел ВМГЗ рекомендуется использовать в качестве зимних на технике, эксплуатируемой в зонах с умеренным климатом, и в качестве всесезонных в технике, эксплуатируемой в северных регионах России.
Правильный подбор и замена гидравлического масла
При подборе масла ВМГЗ следует учитывать тип используемого в гидравлической системе насоса и климатические условия, в которых преимущественно эксплуатируется техника. Обычно рекомендации по выбору гидравлической жидкости даются производителем гидросистемы, однако всегда следует учитывать и местные условия.
Как уже указывалось, для техники, работающей в зонах умеренного климата, масла ВМГЗ лучше использовать в качестве зимних. Дело в том, что в теплое время года такое масло может перегреваться (нагреваться в объеме до температур свыше 90°С), что приводит к его порче и может стать причиной поломок системы. В северных регионах нашей страны в теплое время года температура воздуха остается достаточно низкой, поэтому здесь масла ВМГЗ могут использоваться в качестве всесезонных. В соответствии с местными условиями можно прибегать к применению масел ВМГЗ-45/55/60 в зависимости от минимальных температур в холодное время года.
Производители гидросистем указывают для насосов пределы вязкости масел — минимальную, оптимальную и максимальную. Соответственно, жидкости ВМГЗ можно использовать только в тех системах, для которых рабочая вязкость масел соответствует классу 15. Как правило, для поршневых насосов требуется масло с меньшей вязкостью, чем для лопастных, особенно при низких температурах окружающей среды. Однако здесь всегда существуют исключения, и перед покупкой масла следует изучить рекомендации производителя техники.
Замена масла в ГУР и ГОРУ выполняется раз в 1-2 года в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства или машины. Замена масла в системах гидравлического привода оборудования производится каждые 1500-2500 моточасов (в среднем, от 6 до 12 месяцев эксплуатации) в зависимости от типа системы и ее характеристик. Замена масла должна выполняться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту данной конкретной машины. Обычно процедура сводится к сливу старого масла, промывке системы, замене фильтров, заливке нового масла и прокачке системы для удаления из нее воздуха. В ряде случаев эти операции требуют применения специального оборудования и средств (например, для очистки от смолистых отложений), поэтому их выполнение лучше доверить специалистам.
При верном подборе масла ВМГЗ и его замене техника будет надежно работать в любых климатических условиях.