
Многие водители слышали, что новые автомобильные покрышки после установки следует обкатать, однако далеко не каждый имеет правильное представление, зачем стоит проводить эту процедуру. О том, какие цели преследует обкатка новых шин, как лучше всего ее проводить, а также об особенностях эксплуатации автомобиля с новыми шинами читайте в этой статье.
Особенности новых шин
Специалисты и опытные водители рекомендуют производить обкату новых покрышек, только что купленных и установленных на автомобиль. Имеет ли обкатка шин смысл, или это очередная автомобильная легенда, основанная на незнании и предрассудках? Да, имеет, обкатка новых покрышек (подчеркнем, что речь идет именно о новых покрышках, поступивших в магазин с завода) — необходимая и важная процедура, о которой не стоит забывать.
Однако обкатка шин имеет своей целью не то же самое, что обкатка новых деталей двигателя, трансмиссии или только что сошедшего с конвейера автомобиля. Если во всех этих случаях достигается притирка всех соприкасающихся деталей, то обкатка новых шин необходима для устранения последствий, связанных с особенностями технологий производства резинотехнических изделий, и достижения заявленных производителем эксплуатационных характеристик.
Сразу необходимо сказать, что если не провести специально обкатку, то ресурс шин, вопреки распространенному убеждению, не сократится — шины в любом случае «отходят» столько, сколько им положено. Главная цель обкатки — максимально безопасное и эффективное достижение покрышками своих рабочих характеристик.
Да, езда на только что купленных и установленных покрышках довольно опасна, она таит в себе определенную угрозу, которая и устраняется в процессе обкатки. Дело в том, что новые шины, независимо от их типа и назначения, покрыты тонким слоем заводской смазки, которая делает поверхность протектора гладкой. В результате коэффициент трения новой покрышки слишком низок, она не способна обеспечить оптимальное сцепление с дорожным покрытием, а это влечет к ухудшению управляемости и снижению скорости начала «аквапланирования» на мокрой дороге.
Проще говоря, новая покрышка слишком гладкая и скользкая, в какой-то степени она по характеристикам близка к старой покрышке со стертым протектором, а поэтому езда на автомобиле с новыми шинами должна производиться максимально аккуратно.
Откуда на покрышке смазка? Все дело в технологии производства резинотехнических изделий методом вулканизации. В общих чертах покрышки производятся просто: жидкая резина заливается в форму, затем производится ее нагрев, происходит процесс вулканизации, и через определенное время в форме образуется твердый резиновый «бублик», который после обработки превращается в покрышку. Внутренние поверхности формы смазываются, в противном случае резина после вулканизации прилипнет к форме, и покрышка будет испорчена — именно эта смазка и остается на покрышке.
Еще хуже дела обстоят с зимней ошипованной резиной — такие покрышки остро нуждаются в обкатке, иначе они не только представляют опасность, но и могут в первые недели эксплуатации растерять значительную часть своих шипов. Причина здесь также кроется в технологии производства ошипованных покрышек: шипы вставляются в специальные прорези в поверхности шины, нередко для облегчения вставки шипов используется специальная смазка, которая затем остается внутри прорезей и на поверхности покрышки. Также необходимо учитывать, что шипы устанавливаются автоматом, и не всегда они точно встают в свои прорези, что может привести к их преждевременному выпадению. Так что обкатка зимних шин нужна не только для достижения определенных характеристик поверхности протектора, но и для «приработки» шипов.
Однако необходимо отметить, что современные зимние покрышки намного надежнее старых, шипы в них «сидят» прочно и вероятность их выпадения одинакова как в начальный период эксплуатации, так и спустя два-три сезона. По крайней мере, так заявляют производители, но многие водители предпочитают не рисковать и обкатывать новую ошипованную резину.
Таким образом, в процессе обкатки новых шин достигается сразу несколько целей:
- Естественное удаление смазки с поверхности протектора, в результате достигается нормальный для резины коэффициент трения с дорожным покрытием;
- Удаление смазки из прорезей для шипов и правильная установка всех шипов;
- Сокращение рисков, связанных с движением на гладкой резине;
- Максимально эффективное достижение заявленных производителем покрышек эксплуатационных характеристики и качества.
И очень важно отметить, что обкатка новых покрышек нужна не только автомобилю, но и водителю. Как мы много раз говорили, новые покрышки несут в себе опасность, поведение автомобиля на них не всегда предсказуемо для водителя, поэтому очень высока вероятность скольжения и срыва в занос даже при незначительных изменениях положения педали газа и тормоза. Так что обкатка новых покрышек — это и определенная мера безопасности, и банальное привыкание водителя к поведению автомобиля после смены «обуви».
При этом обкатка шин производится довольно просто и не требует от водителя каких-то особых навыков и умений. А в какие-то моменты даже наоборот — для успешной обкатки шин на время придется забыть о лихачестве и своем большом водительском стаже.
Рекомендации по обкатке шин
Процедура обкатки новых шин проста, обычно для этого достаточно проехать 500-700 км с соблюдением ряда требований:
- Придерживаться умеренного скоростного режима: для летней и зимней неошипованной («липучек») резины максимальная скорость не должна превышать 80-90 км/ч, для зимней ошипованной — до 60 км/ч;
- Стараться избегать резких разгонов, торможений и маневров на высокой скорости;
- При обкатке зимних шин лучше избегать участков дороги, свободных от снега и льда;
- При обкате летних шин стоит избегать участков дорог с покрытием низкого качества;
- Следует избегать заездов на бордюры, острые камни и другие препятствия.
Наиболее важный и опасный период обкатки — первые 100-300 км пробега. Именно в этот период максимально высока вероятность скольжения и «аквапланирования», поэтому на первых километрах следует придерживаться максимально аккуратного стиля вождения. В дальнейшем резина уже придет в норму, ее поверхность станет шероховатой, что обеспечит номинальные характеристики покрышек и безопасную езду.
Однако обкатка новых шин будет неполной без выполнения и еще одной важной вещи — балансировки колес.
Особенности эксплуатации автомобиля с новыми шинами
При установке новых покрышек следует сразу же провести балансировку колес, а если старые покрышки имели неравномерный износ, то и отрегулировать сход-развал. Но зачем нужна балансировка колес, если устанавливаются совершенно новые покрышки? А затем, что даже новые шины известных брендов имеют невидимые глазу недостатки и проблемы с геометрией.
Дело в том, что протектор и боковины любых покрышек имеют неодинаковую толщину, она не может быть заметна глазу, но приборами определяется уверенно. Определенные проблемы возникают, если шины хранились несколько месяцев — в них появляются сжатия и деформации, которые несколько изменяют геометрию покрышки. Все это приводит к тому, что шины приобретают дисбаланс, а это представляет опасность для автомобиля. Кроме того, степень дисбаланса колес четко прописана в ГОСТ 4754-97, и этого стандарта во избежание проблем стоит соблюдать.
Однако уже через 500-1000 км пробега на новых покрышках балансировку нужно провести снова. Во время обкатки покрышки растягиваются, усаживаются, притираются к дискам, их форма несколько меняется, а это все приводит к изменению баланса. Так что после обкатки шин необходимо еще раз завернуть на СТО и провести новую балансировку всех четырех колес.
Правильная обкатка новых покрышек и грамотная эксплуатация автомобиля в период обкатки шин — одна из основ безопасности на дорогах. Этим не следует пренебрегать, ведь на кону не бездушные куски железа и резины, а жизни людей.