
В цилиндро-поршневой группе двигателя со временем образуются смолянистые отложения, забивающие щели меду кольцами и поршнями, канавки и различные полости. Так происходит закоксовывание двигателя — явление, доставляющее массу проблем. Решить эти проблемы помогают специальные средства — раскоксовыватели двигателя, о которых рассказано в данной статье.
Причины, следствия и механика закоксовки двигателя
Бензин и дизельное топливо — это продукты перегонки нефти, они состоят из сотен соединений, основную массу которых составляют углеводороды различного состава и массы. В ходе сгорания топлива углеводороды вступают в реакцию с кислородом воздуха, в результате выделяется теплота, и образуются негорючие вещества — углекислый и угарный газ, вода и другие (при горении топлива образуются также азотистые соединения, соединения серы, металлов и т.д., то есть — всего, что содержится в топливе).
При сгорании топлива также образуются и другие соединения — сажа, смолистые вещества и т.д., которые выбрасываются из цилиндра вместе с отработанными газами при продувке. Также в атмосферу выбрасываются несгоревшие остатки топлива (а они всегда есть, потому что даже лучший бензин или солярка не могут сгореть на 100%), и моторное масло, которое хоть и в небольших количествах, но поступает в камеру сгорания.
Однако часть этих соединений, особенно тяжелых, не покидает цилиндр — они осаждаются на поверхностях поршня, цилиндра, свечей зажигания или накаливания, на клапанах и других деталях. Но самое главное, эти вещества забивают щели между поршневыми кольцами и их канавками, попадают в различные полости, забивают каналы и т.д.
С течением времени слой отложений увеличивается, а самое главное — под действием высоких температур и давлений затвердевает, образуя так называемый кокс. Так и происходит закоксовка двигателя, оказывающая негативное влияние на работу всей силовой установки. Негативные эффекты закоксовки обусловлены, главным образом, потерей подвижности поршневых колец, засорением свечей зажигания, форсунок и разнообразных каналов.
Закоксовка проявляется следующими ухудшениями работы двигателя:
- Повышение расхода масла и топлива;
- Ухудшение компрессии в цилиндрах;
- Появление детонации;
- Появление калильного зажигания;
- Повышение концентрации вредных веществ в выхлопе;
- Повышение шумности двигателя;
- Снижение мощности двигателя.
Поэтому для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо регулярно производить его раскоксовку. Очистка от коксо-смолянистых отложений проводится с помощью специальных средств — раскоксовывателей двигателя.
Типы средств для раскоксовки двигателя

На сегодняшний день рынок предлагает широкий выбор раскоксовывателей двигателя, однако все они имеют примерно одинаковый состав и действие. Обычно в состав средств входят различные растворители, керосин, моющие и другие вещества. Однако основную работу берут на себя именно растворители, которые размягчают коксо-смолянистые отложения, и дают возможность вымыть их из-под поршневых колец, из канавок и разнообразных полостей.
Средства для раскоксовки двигателей можно условно разделить на два типа по упаковке:
- Раскоксовыватели в емкости объемом 180-330 мл;
- Раскоксовыватели в тубах малого объема (от 10 мл).
Раскоксовыватель в большой емкости удобен в хранении, однако он доставляет некоторые трудности при дозировке средства по цилиндрам во время чистки двигателя. Маленькие тубы лишены такого недостатка, так как содержимое одной тубы предназначено для очистки одного цилиндра, поэтому проблем с дозировкой не возникнет.
Все средства имеют примерно одинаковое действие и способ применения.
Применение различных типов раскоксовывателей двигателя
Инструкция по применение раскоксовывателя обязательно имеется на его упаковке, поэтому даже у неопытных водителей не должно возникнуть трудностей с очисткой двигателя. В общем случае раскоксовка производится следующим образом:
- Прогреть двигатель до температуры 70-90°C;
- Заглушить двигатель, отключить датчик Холла или катушку зажигания (что выключит систему зажигания);
- Выкрутить форсунки (у дизеля) или свечи зажигания (у бензинового мотора);
- Проворачиванием коленчатого вала за гайку или ведущего колеса (при включенной первой передаче) выставить все поршни в среднее между ВМТ и НМТ положение, проверить это можно с помощью щупа через отверстие под свечу или форсунку;
- Добавить раскоксовыватель в каждый цилиндр, необходимое количество средства указано на его упаковке. В случае V-образного двигателя количество средства нужно увеличить — при заливке в цилиндр оно должно полностью закрывать верхнюю поверхность поршня;
- Наживить форсунки или свечи и оставить двигатель на 1-12 часов. В течение этого времени периодически можно поворачивать коленвал таким образом, чтобы поршни перемещались на несколько сантиметров вниз и вверх;
- По истечении указанного времени выкрутить свечи или форсунки, удалить с помощью шприца или поглощающей ткани жидкость, продуть цилиндры сжатым воздухом (если есть возможность), а затем с помощью стартера несколько раз прокрутить коленвал в течение 4-5 секунд;
- Включить систему зажигания (вновь подключить датчик Холла или катушку зажигания);
- Запустить двигатель и прогреть его на холостом ходу;
- После прогрева в течение 10-15 минут погонять двигатель на повышенных оборотах, это можно делать непосредственно на дороге.
Необходимо отметить, что имеет смысл производить раскоксовку двигателя каждый раз при замене моторного масла. В этом случае также можно провести процедуру очистки системы смазки двигателя, для чего используются специальные составы.
Обязательно необходимо провести раскоксовку двигателя при покупке подержанного автомобиля, который давно не проходил плановое ТО. Это значительно улучшит работу мотора и продлит его ресурс, а новому владельцу убавит головной боли по поводу обслуживания автомобиля.
Раскоксовыватель двигателя — недорогое и простое в применении средство, которое поможет надолго сохранить работоспособность двигателя при минимальном уходе. Это удобно и выгодно.