0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Барабан тормозной ВАЗ-2101 – ВАЗ-2107: основа тормозной системы ВАЗ «Классика»

1 Августа 2014

Автомобили классического семейства ВАЗ (модели 2101 – 2107) оборудуются традиционной гидравлической тормозной системой с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. На всех моделях устанавливаются идентичные тормозные барабаны — об этих деталях, их назначении, устройстве, принципах работы и обслуживании пойдет речь в данной статье.


Тормоза ВАЗ «Классика» — устройство, особенности и работа

Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной тормозной системой с гидравлическим приводом. Об этом типе тормозов мы неоднократно писали, поэтому здесь расскажем лишь об основных моментах. В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колесах тормозных механизмов, создается с помощью главного тормозного цилиндра при нажатии водителем на педаль. Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных тормозах) колодки.

Колеса автомобилей ВАЗ-2101 – 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:

  • Современные дисковые тормоза — на передних колесах;
  • Классические барабанные тормоза — на задних колесах.

Оба этих механизма относятся к фрикционным тормозам, то есть — к тормозам, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных тормозов заключается в положении, форме взаимодействии этих деталей.

Но почему выбрано такое решение — разные типы тормозных механизмов на передней и задней оси? Причин здесь несколько. Во-первых, в то время (разработка автомобилей этого семейства велась в 1970-х годах) дисковые тормоза были еще редкостью, а, во-вторых, более привычные (хотя и менее эффективные) барабанные тормоза обеспечивали достаточную надежность торможения заднеприводного легкового автомобиля небольшой массы. Так что выбранное решение несколько снижало стоимость производства и обслуживания автомобиля.

Независимо от типа тормозного механизма, его привод осуществляется посредством установленных на колесах небольших гидравлических цилиндров. Рост давления в тормозной системе заставляет поршни (которые представляют собой цилиндры, вставленные в суппорты или в полые трубки) приводят колодки в движение, обеспечивая торможение. При понижении давления поршни под действием пружин возвращаются в исходное положение, растормаживая колеса.

Тормозная система ВАЗ «Классика» обладает высокой надежностью, так как она состоит из двух независимых гидравлических контуров, дублирующих друг друга. Такая схема обеспечивает работоспособность тормозов при неисправности одного из контуров, а выход из строя сразу двух контуров — ситуация маловероятная.


Устройство и принцип работы барабанных тормозов


Детали тормозного механизма заднего колеса:

1 — щит тормозного механизма;
2 — колесный цилиндр;
3 — верхняя стяжная пружина колодок;
4 — тормозная колодка;
5 — накладка колодки;
6 — тормозной барабан;
7 — установочный штифт;
8 — направляющая пружина;
9 — нижняя стяжная пружина

Тормоз барабанного типа состоит из двух основных частей:

Тормозной барабан. Данная деталь вращается вместе с колесом, также играет роль корпуса для тормозного механизма. Барабан изготавливается из металла, на его внешней стороне имеются резьбовые отверстия для шпилек, с помощью которых устанавливается колесо.

Тормозной механизм. Он установлен на тормозном щите, который, в свою очередь, неподвижно фиксируется на ступице колеса. Механизм состоит из следующих основных деталей:

  • Тормозные колодки с фрикционными накладками;
  • Тормозной цилиндр двухстороннего действия (имеет два поршня, расположенных с противоположных сторон);
  • Стяжные пружины;
  • Трос привода стояночного тормоза;
  • Рычаг ручного привода тормозных колодок.

В данном механизме предусмотрено две колодки — передняя и задняя (свое название они получили по расположению относительно автомобиля), между ними в верхней части расположен тормозной цилиндр, также сверху и снизу колодки стягиваются пружинами. Здесь же находятся трос стояночного тормоза и ряд других деталей.

Принцип работы барабанных тормозов очень прост. Повышение давления тормозной жидкости, вызванное нажатием на педаль тормоза, заставляет раздвигаться поршни колесного тормозного цилиндра, которые, в свою очередь, раздвигают связанные с ними колодки. Колодки упираются в барабан, под действием поршня прижимаются к его внутренним стенкам, и останавливают вращение колеса. При понижении давления в системе усилие, создаваемое цилиндром, падает, и за счет стяжных пружин колодки отходят от барабана.

К тормозным барабанам предъявляются жесткие требования по надежности, прочности, геометрии, а также к коэффициенту трения внутренней поверхности. На сегодняшний день в автомобилях ВАЗ-2101 – 2107 применяются барабаны двух типов:

  • Чугунные барабаны;
  • Барабаны из алюминиевых сплавов с чугунной вставкой.

Именно в чугуне оптимально сочетаются и прочность, и надежность, и приемлемый коэффициент трения, а также низкая стоимость и простота в изготовлении. Однако этот металл довольно тяжел и хрупок, поэтому часто используются более легкие и прочные барабаны из алюминиевых сплавов (именно сплавов, так как чистый алюминий слишком мягок), но имеющие с внутренней стороны чугунную вставку, о которую трутся колодки.

Несмотря на то, что автомобили ВАЗ «Классика» сняты с производства (последняя «Семерка» ВАЗ-2107 сошла с конвейера еще в 2012 году), их все еще много на российских дорогах, поэтому ВАЗ и многие другие производители все еще изготавливают тормозные барабаны для них. Так что ремонт и обслуживание тормозов старых «Жигулей» в наше время не представляет проблем.


Обслуживание и ремонт тормозных барабанов ВАЗ «Классика»

Задние барабанные тормоза требуют регулярного обслуживания и ремонта, причем чаще всего это производится собственными силами. Потому что большинство владельцев ВАЗ «Классика» — это мужчины, представители старшего поколения и, напротив, молодые люди, которые привыкли сами ремонтировать свои машины.

Периодически необходимо производить проверку основных деталей тормозов:

  • Состояние внутренней поверхности барабана;
  • Состояние и толщина тормозных колодок (точнее — фрикционных накладок);
  • Состояние тормозного цилиндра;
  • Целостность и геометрия остальных компонентов.

Так как барабанные тормоза скрыты от глаз, для их обслуживания, диагностики и ремонта необходимо снять барабан. Производится это в следующем порядке:

  1. С помощью домкрата поднять заднюю часть автомобиля;
  2. Снять колесо;
  3. Открутить два крепежных болта;
  4. Вкрутить данные болты в технологические отверстия, добиться снятия барабана (болты при упоре вытолкнут барабан).

Теперь можно производить проверку основных компонентов либо дальнейшую разборку тормозного механизма.

Тормозные колодки. Они считаются работоспособными, пока толщина фрикционных накладок составляет 1,5 мм и более. В противном случае они подлежат замене. Также колодки необходимо заменить при обнаружении на накладках серьезных повреждений, борозд, каких-либо деформаций и т.д. При загрязнении колодок их необходимо очистить и промыть с применением растворителей.

Тормозной барабан. Номинальный внутренний диаметр барабана составляет 250 мм, при увеличении диаметра на 1 мм и более барабан подлежит замене. При обнаружении на внутренней поверхности барабана борозд, неровностей или иных неглубоких повреждений, его можно расточить, но с указанным выше допуском не более 1 мм. Большее увеличение внутреннего диаметра приводит к снижению прочности барабана, что чревато деформациями и его разрушением во время движения. Поэтому сегодня проще и дешевле заменить барабан новым.

Колесный тормозной цилиндр. Этот узел необходимо разобрать, почистить, проверить целостность каждой детали, а также убедиться, что на зеркальных поверхностях поршней и цилиндра отсутствуют борозды или шероховатости. При обнаружении повреждений поверхностей их можно зашлифовать, однако это может привести к изменению размеров деталей, что недопустимо. При сборе цилиндра необходимо установить новые уплотнители, а иногда и колпачки.

Особое внимание барабанным тормозам следует уделить в нескольких случаях:

  • Появление шума в колесах, особенно во время торможения автомобиля — это может происходить вследствие загрязнения тормозного механизма, а также из-за неравномерного или критического износа фрикционных накладок и барабана, поломке пружин и других элементов;
  • Неравномерность траектории движения машины при торможении — это обычно говорит об отказе колесного цилиндра, но иногда такое поведение автомобиля вызвано полным износом колодок одного колеса;
  • Повышенный уровень вибраций при торможении — это говорит либо о неравномерном, либо о полном износе колодок или барабана.

Во всех этих случаях необходимо произвести ремонт, так как неисправности и износ колодок и барабанов повышают опасность движения автомобиля.

При грамотном обслуживании и своевременной замене неисправных или выработавших свой ресурс деталей задние барабанные тормоза ВАЗ-2101 – 2107 будут служить надежно, обеспечивая вашу безопасность на протяжении долгих лет.


Другие статьи
Замена жидкостей в авто, на что обратить внимание 30 Августа 2024 Замена жидкостей в авто, на что обратить внимание

Ни для кого не секрет, что автомобиль, оборудованный двигателем внутреннего сгорания, нуждается в периодическом техническом обслуживании, предусматривающем проверку состояния и замену расходных материалов, включая технические жидкости. К техническим жидкостям автомобиля относятся: моторное масло, трансмиссионное масло, охлаждающая жидкость, жидкость гидроусилителя рулевого управления и тормозная жидкость.

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.