
Амортизаторы — очень важная часть любого автомобиля, применяемая для сглаживания любых динамических колебаний, возникающих в подвеске автомобиля при его движении по дороге. К сожалению, любая, даже самая новая и современная, трасса не идеальна, а сочетание факторов скорости и частоты колебаний могут вызвать резонанс узлов, который приведет к ухудшению управляемости или даже разрушению деталей автомобиля. Особенно актуален вопрос применения и исправности амортизаторов для тяжелых транспортных средств, предназначенных как для пассажироперевозок, так и для перемещения грузов.
Методы контроля и обнаружения неисправностей амортизаторов коммерческого автомобиля
Водитель не всегда может оперативно отреагировать на проблемы, возникающие в амортизаторах автомобиля. Прежде всего, это связано с местом их расположения, затрудняющим визуальное обнаружение неисправностей. Помимо этого, редко происходит единомоментный отказ устройства. Обычно в течение некоторого времени постепенно ухудшаются эксплуатационные характеристики, при этом часть своих функций устройство продолжает выполнять. Являясь элементами активной защиты автомобиля на дороге, амортизаторы влияют на плотность контакта колес с дорогой, длину тормозного пути, безопасное прохождение поворотов, порог аквапланирования и величину износа других элементов ходовой части.
Следует понимать, что каждая деталь имеет свой срок эксплуатации, по истечении которого выходит из строя или перестает отвечать в полной мере возлагаемым на нее требованиям. Период безотказной работы амортизаторов также ограничен определенными временными рамками, сильно зависящими от таких факторов, как состояние дорожного покрытия, интенсивность нагрузок, стиля вождения, условий эксплуатации и хранения. Особенно ярко эта взаимосвязь прослеживается при эксплуатации коммерческого автотранспорта, где срок жизни амортизаторов напрямую зависит от интенсивности грузо- и пассажироперевозок.
Для коммерческого автотранспорта определить исправность амортизатора «народным» методом покачивания из-за больших габаритов и массы достаточно затруднительно. Рекомендуется проверять состояние ходовой части автомобиля на специализированных стендах, имитирующих различные состояния дороги и анализирующих поведение узлов машины.
Выбор амортизатора

Считается, что лучше всего заменять амортизатор на точно такой же, какой был установлен ранее. В большинстве случаев это верно, однако бывают моменты, когда необходимо заменить устройство на более мощное или поменять характеристики работы амортизатора. В таком случае к выбору необходимо подходить с точки зрения общей применяемости транспортного средства и желаемого стиля работы устройства.
Для пассажироперевозок, требующих плавного реагирования на кочки и рытвины лучше выбирать и устанавливать масляные двухтрубные амортизаторы, обладающие самыми «мягкими» характеристиками работы среди всех классов данных устройств. Однако в случае постоянных значительных нагрузок из-за большого числа людей возможно применения газомасляного амортизатора, который, хоть и имеет более жесткую степень реагирования на вибрацию, зато более долговечен в сложных условиях работы.
Для коммерческого грузового автотранспорта вопрос плавности движения стоит не так актуально. На первый план выходит требование длительной эксплуатации амортизаторов при перевозке тяжелых грузов. Этим требованиям в полной мере отвечают газовые амортизаторы, имеющие отличные эксплуатационные характеристики при перемещении по дорогам с любым покрытием. Для среднетоннажного автотранспорта возможно применение газомасляных амортизаторов, имеющих более низкую стоимость.
Среди современных изготовителей демпфирующих устройств можно выделить такие компании: ЗМЗ SOLLERS, ФЕНОКС, SACHS, ГЗАА, ZF, HOLA, чья продукция полностью отвечает всем требованиям безопасности на дороге и обеспечивает комфортную и надежную перевозку людей и грузов.