Предпусковые подогреватели двигателя обязательно устанавливаются вместе с электронным блоком управления — устройством, которое обеспечивает работу подогревателя в автоматическом режиме. О блоках управления подогревателей, их типах и конструкции, а также о верном выборе и установке — читайте в статье.
Что такое блок управления подогревателя?
Блок управления подогревателем (БУ) — дополнительное электронное оборудование транспортных средств; электронный блок управления жидкостным предпусковым подогревателем двигателя, обеспечивающий автоматическую работу подогревателя или управление его работой в ручном режиме.
Блок управления осуществляет полный контроль и управление работой предпускового подогревателя двигателя, на него возложено несколько основных функций:
- Диагностика работы узлов и агрегатов подогревателя перед его запуском и непосредственно во время работы;
- Запуск подогревателя в автоматическом режиме или по команде с пульта;
- Управление устройством во время его работы — выбор того или иного режима в зависимости от условий окружающей среды (если это предусмотрено), изменение режимов работы отдельных узлов (насосов, нагнетателя воздуха, свечи), контроль состояния подогревателя, температуры охлаждающей жидкости и т.д.;
- Автоматическое отключение подогревателя по завершению программы или по достижению заданной температуры охлаждающей жидкости силового агрегата;
- Автоматическое аварийное отключение устройства — при обнаружении неисправности одного или нескольких узлов/агрегатов, при срыве пламени в горелке, при превышении допустимой температуры, при недопустимом понижении напряжения аккумуляторной батареи и т.д.
БУ подогревателя является основой его работы, это электронное устройство исключает из процесса прогрева двигателя человека, полностью беря на себя функции контроля и управления. Без блока управления функционирование современного предпускового подогревателя невозможно, поэтому как при покупке нового подогревателя, так и при неисправности старого БУ необходимо приобрести и установить новый блок. Но прежде, чем делать эту важную покупку, необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и особенностях блоков управления жидкостными подогревателями.
Типы, конструкция и функционал блоков управления подогревателем
Используемые в настоящее время блоки управления можно разделить на два типа по применяемой в них элементной базе и заложенным принципам работы:
- Беспроцессорные;
- Процессорные.
Устройства первого типа построены на основе обычных логических микросхем с применением дискретных элементов (транзисторов, резисторов, конденсаторов), выполняющих простейшие алгоритмы — включение и отключение подогревателя, иногда — контроль температуры и других параметров. Управление внешними цепями (узлами жидкостного подогревателя) осуществляется обычными электромагнитными реле. Такие блоки относительно дешевы и надежны в работе, однако они предлагают минимальный функционал, который можно изменить лишь аппаратно (например — поменяв саму схему). Беспроцессорные блоки все еще находят применение совместно с некоторыми моделями отечественных предпусковых подогревателей (например, с 15.8106, 141.8106 и другими), они хотя и предлагают минимальный функционал, но надежно работают, а в случае поломки легко поддаются ремонту даже в любительских условиях, так что в будущем они вряд ли потеряют актуальность.
Устройства второго типа построены на основе микропроцессоров или микроконтроллеров различных типов, что многократно расширяет возможности контроля и управления работой подогревателя. БУ на основе процессора обладают широким функционалом, который при необходимости можно программно изменить. Такие блоки надежны в работе, однако в случае поломки они чаще всего не подлежат ремонту, а просто заменяются новыми (это обусловлено как технологией изготовления блоков, так и дороговизной их ремонта — дешевле купить новый БУ, чем восстанавливать работоспособность старого).
В свою очередь, процессорные БУ можно разделить на три группы по способу управления внешними цепями узлов и агрегатов подогревателя:
- С помощью электромагнитных реле;
- С помощью силовых ключей на основе биполярных или полевых транзисторов;
- Посредством широтно-импульсной модуляции (ШИМ).
В первом случае используются обычные реле, во втором — специальные транзисторы высокой мощности, которые работают в ключевом режиме (то есть, выполняя роль переключателя, который лишь открывает и закрывает путь току, не производя его усиление). Сегодня процессорные блоки управления с реле постепенно теряют популярность, так как они сложнее по конструкции и по надежности уступают блокам с транзисторными ключами.
Блоки управления с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) — современные устройства, в которых управление внешними цепями реализовано посредством изменения формы тока, питающего данные цепи. БУ с ШИМ обеспечивают наиболее плавное и точное управление внешними приборами (так как в этом случае предотвращаются резкие скачки напряжения питания), снижая энергопотребление и вероятность возникновения ошибок. И, несмотря на их более высокую стоимость, такие устройства получили широкое распространение.
Конструктивно все БУ подогревателя одинаковы: их основой является плата с электронными компонентами, помещенная в пластиковый корпус с несколькими стандартными разъемами для подключения к внешним цепям (приборам подогревателя и электросистеме автомобиля). В блоках различных типов могут использоваться как обычные дискретные радиодетали, так и компактные SMD-компоненты, многократно снижающие внутренний объем и вес прибора. Разъемы могут устанавливаться как непосредственно на корпус блока, так и выходить из корпуса на собственных кабелях.
Все беспроцессорные и некоторые процессорные блоки имеют незащищенную плату, помещенную в герметичный корпус. Современные процессорные блоки с ШИМ обычно залиты герметичным компаундом, который обеспечивает полную защиту всех элементов от воды и грязи, отработавших газов, а также ударов и вибрации. Такие устройства не подлежат ремонту, так как компаунд после затвердевания невозможно удалить без ущерба радиодеталям и другим компонентам.
Блоки управления выпускаются на 12 и 24 В, что обуславливает возможность их применения на различных типах транспортных средств.
Типовое подключение и функционал блоков управление подогревателем
БУ подогревателем, независимо от типа и конструкции, имеют принципиально одинаковые схемы подключения к внешним цепям. Обычно блок соединяется с несколькими компонентами:
- Пульт управления, установленный в салоне/кабине автомобиля;
- Топливный насос (обеспечивает подачу топлива на горелку подогревателя);
- Жидкостный насос (включен в систему охлаждения силового агрегата);
- Нагнетатель воздуха (обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания подогревателя);
- Свеча;
- Датчик температуры (один или несколько);
- Датчик пламени;
- Датчик перегрева;
- АКБ автомобиля.
Такое подключение обеспечивает выполнение различных функций: запуск подогревателя, контроль его режима работы в соответствии с показаниями датчиков температуры, перегрева и пламени, поддерживание и изменение режимов работы посредством управления насосами и нагнетателем воздуха, автоматическое отключение подогревателя при завершении программы или по показаниям датчиков, и т.д. Различные типы и модели подогревателей могут иметь неодинаковые схемы подключения и функционал, но все они строятся на описанных здесь принципах.
Как правильно выбрать, заменить и использовать блок управления подогревателя
Выбор блока управления для предпускового подогревателя довольно прост — нужно покупать тот тип и модель БУ, что подходит для данной конкретной модели подогревателя. Обычно производители подогревателей прилагают список совместимых блоков управления и схемы их подключения. Очень часто подогреватели уже идут с БУ — в этом случае выбор нового блока при поломке старого сводится лишь к приобретению устройства той же модели.
Монтаж БУ должен выполняться в соответствии с приложенной к нему или к подогревателю схемой — только так можно обеспечить работоспособность всей системы. Обычно блок устанавливается рядом с подогревателем или непосредственно на нем, для соединения с внешними цепями используются кабели и жгуты проводов со стандартными разъемами. Если новый блок имеет разъемы на корпусе, то для его монтажа необходимо приобрести несколько кабелей. Для блоков с выведенными кабелями в такой покупке нет необходимости.
Лучше всего установку блока управления доверить специалистам, так как в этом случае сохранится гарантия и будет обеспечена нормальная работа всей системы. При самостоятельной установке высока вероятность ошибок, устранение которых может повлечь лишние затраты. Также не рекомендуется самостоятельно выполнять замену и ремонт БУ подогревателя — эта работа требует соответствующей квалификации, наличия специального инструмента и оборудования.
При верном выборе и монтаже блока управления подогревателем вся система предпускового подогрева двигателя будет работать надежно и эффективно в любых условиях.