
При ремонте выхлопной системы автомобиля часто возникает необходимость резки труб для достижения необходимой длины или удаления поврежденного участка. Резка тонкостенных труб может потребоваться и во многих других случаях, и задача эта не из простых. Однако сейчас есть специальный инструмент для резки труб, о котором и пойдет речь в этой статье.
Данная публикация продолжает цикл статей о специальном инструменте для ремонта автомобилей.
Назначение резака для труб
В выхлопной системе автомобиля используются тонкостенные трубы (толщина стенок не более 3 мм), которые слабо противостоят нагрузкам, а потому могут легко деформироваться при ударах и довольно часто прогорают. Повреждения труб ведут к ухудшению работы всей выхлопной системы и к последующему ремонту. Обычно при ремонте деформированные или прогоревшие участки труб вырезаются и заменяются новыми.
Резка труб необходима и при проведении тюнинга автомобиля: очень часто выхлопные системы собираются индивидуально под конкретный автомобиль, что невозможно без обрезки труб до необходимой длины. Резка тонкостенных труб очень часто нужна и в других сферах — в строительстве, ремонте и т.д.
Отрезать тонкостенную трубу — задача нетривиальная, здесь нужны особые подходы. Например, можно воспользоваться ножовкой по металлу, но этот способ требует больших затрат времени, а главное — ножовкой можно деформировать трубу, ее стенки согнутся и результат будет далек от ожидаемого.
Специально для решения этой задачи создан особый инструмент — резаки для труб, или труборезы, которые получили самое широкое применение в различных отраслях.
Виды резаков для труб
Существует несколько основных типов труборезов:
- Ножницы (секаторы) с одним или двумя лезвиями;
- Роликовые резаки;
- Гильотинные труборезы.
Резаки-ножницы (секаторы) применяются, в основном, для резки труб малого диаметра (например, металлопластиковых) и не подходят для работы с тонкостенными трубами. Гильотинные труборезы предназначены для работы с пластиковыми трубами большого диаметра, резка осуществляется большим ножом, который при вращении винта движется вниз и перерубает трубу.

Роликовые резаки — это наиболее универсальное решение, которое используется для работы с трубами малого и большого диаметра. В этих труборезах нож выполнен виде ролика, закрепленного в «С»-образном корпусе. При вращении корпуса ролик катится по трубе и режет ее. Часто используется два ролика.
Роликовые резаки, в свою очередь, делятся на несколько видов:
- Ручные резаки с прижимным роликом (одним или несколькими);
- Ручные роликовые резаки с храповым механизмом;
- Промышленные роликовые резаки с электрическим приводом для труб диаметром до 350 и более миллиметров.
Наибольший интерес представляет роликовый труборез с храповым механизмом, поэтому расскажем о нем более подробно. Промышленные резаки — это отдельная категория инструмента, поэтому о них говорить не будем.
Устройство роликового резака с храповым механизмом
Обычный роликовый резак для труб имеет следующую конструкцию: в «С»-образном корпусе закреплен нож и несколько роликов, на которые опирается труба при резке, нож выполнен подвижным (его положение изменяется винтом), что позволяет использовать резак для работы с трубами различного диаметра. Резка этим инструментом предельно проста: труба вкладывается в резак, нож с помощью регулировочного винта прижимается к трубе, и инструмент несколько раз проворачивается вокруг трубы, отрезая ее.
Однако далеко не всегда удобно вращать нож вокруг трубы — отрезать с его помощью выхлопную трубу, установленную на автомобиле, невозможно. В этом случае и выручает встроенный в резак храповой механизм. Этот механизм обеспечивает вращение только рабочей части трубореза, а его ручка при этом лишь качается на относительно небольшой угол. То есть, резак работает так же, как ключ с трещоткой.
Устройство резака с храповым механизмом и трещоткой несколько сложнее обычного роликового резака. Внешне это тот же «С»-образный корпус с рукояткой, однако сам резак расположен внутри корпуса — это полукольцо с закрепленными в нем роликами (режущим и опорными) и храповым механизмом. При качании рукоятки весь этот узел вращается вокруг трубы, обеспечивая ее резку, но корпус остается в одном положении. Это во многих случаях значительно упрощает работу, так как такая конструкция позволяет производить резку в ограниченном пространстве, не требует изменения положения отрезаемой трубы и не вынуждает вас при работе искать наиболее удобное положение.
На сегодняшний день существует большое количество разновидностей резаков для труб с храповым механизмом, однако для ремонта автомобилей достаточно трубореза, позволяющего работать с трубами диаметром 28-67 мм и со стенками толщиной до 3 мм.
Приемы работы с резаком для труб с храповым механизмом
Использование трубореза довольно простое и доступно каждому. Резка труб производится по следующему алгоритму:
- Вставить трубу в резак;
- С помощью регулировочного винта на рукоятке подвести нож к трубе, надежно зафиксировав ее в инструменте;
- Плавными движениями рукоятки произвести резку трубы — работа будет сопровождаться характерным звуком храпового механизма и трещотки, внутренний механизм резака будет вращаться вокруг трубы;
- По мере работы будет происходить ослабление ножа (так как он делает канавку в трубе, углубляясь в ней), поэтому его необходимо периодически подтягивать с помощью винта.
- После отрезки трубы прокрутить внутренний механизм так, чтобы резак «открылся» для следующей резки.
Нужно отметить, что нож резака со временем тупится, поэтому его необходимо менять. В комплекте с труборезом обычно идет несколько запасных ножей. Также их всегда можно купить отдельно.
Резка труб с помощью трубореза с храповым механизмом — это простое и недорогое решение, которое делает работу более комфортной и быстрой.