
В любом автомобиле применяются технические жидкости: моторное и трансмиссионное масло, тормозная жидкость, охлаждающая жидкость и другие. Периодически эти жидкости теряют свои свойства и нуждаются в замене, и в этом деле большую помощь оказывают специальные приспособления для откачивания технических жидкостей, о которых пойдет речь в представленной статье.
Данная статья продолжает цикл публикаций о специальном инструменте.
Что такое приспособление для откачивания технических жидкостей
Среднестатистический автомобиль содержит как минимум пять видов технических жидкостей:
- Моторное масло;
- Трансмиссионное масло;
- Тормозная жидкость;
- Жидкость в системе охлаждения двигателя;
- Жидкость в стеклоомывателе.
Во многих автомобилях есть и еще несколько жидкостей, в том числе жидкость в гидроусилителе руля и хладагент в кондиционере.
Все эти технические жидкости со временем теряют свои свойства, поэтому нуждаются в периодической замене. Чаще всего нужно менять моторное масло (каждые 8-20 тысяч км пробега), несколько реже — трансмиссионное (каждые 30-75 тысяч км пробега), тормозная жидкость заменяется раз в 1-3 года независимо от пробега, а антифриз может служить до 5 лет.
При замене отработанные технические жидкости рекомендуется полностью удалять — процедуру слива можно провести с помощью специально предназначенных для этого сливных отверстий. Однако это довольно грязная (в прямом смысле слова) операция, при сливе масло или другие жидкости разбрызгиваются, марают детали автомобиля и пол гаража, поэтому затем приходится наводить порядок.
Удаление технических жидкостей значительно упрощается, если использовать специальные приспособления для откачки — устройства, которые позволяют аккуратно откачать всю жидкость из картера двигателя, коробки или бачка, и собрать ее в специальную емкость, при этом не пролить ни капли и выполнить все быстро.
Устройство, принцип работы и классификация приспособлений для откачивания жидкостей

Простейшее приспособление для откачки технических жидкостей состоит из трех деталей — бачка, трубки и узла для подключения к насосу или иному источнику сжатого воздуха. Принцип работы такого простейшего устройства сводится к следующему: в бачке создается пониженное давление воздуха (вакуум), за счет чего трубка, опущенная в емкость с жидкостью, начинает всасывать эту жидкость в бачок. Так как отсос воздуха из емкости осуществляется из ее верхней части, откачанная жидкость собирается в ней и не попадает в насос.
В реальных приспособлениях используются емкости объемом от 1 до 80 литров, однако устройства с малыми (до 10 литров) и большими емкостями отличаются друг от друга по принципу действия. Большие емкости дают возможность не использовать постоянное подключение к вакууму — в них достаточно создать определенный вакуум (то есть, на несколько секунд подключить к вакуумному насосу), которого хватит для откачивания нескольких литров жидкости.
Все приспособления для откачивания жидкостей можно разделить на несколько больших классов:
- Приспособления с ручным насосом (в них встроена простая ручная помпа);
- Приспособления, постоянно подключаемые к вакуумному насосу или вакуумной сети;
- Приспособления, оснащенные электрическим насосом (сегодня таких устройств практически нет, насосами оснащаются устройства для замены технических жидкостей, которые за один прием откачивают отработанную жидкость и заливают новую);
- Приспособления, требующие кратковременного подключения к вакуумному насосу (о них было сказано выше).
Современные приспособления позволяют производить откачку практически всех технических жидкостей, для этого многие из них комплектуются следующими аксессуарами:
- Набором щупов разного диаметра и длины для откачки моторного и трансмиссионного масел через отверстие для щупа;
- Резиновыми или силиконовыми трубами и адаптерами для откачки тормозной жидкости (они подключаются к штуцеру тормозной системы);
- Трубками для откачки воды, антифриза и других жидкостей;
- Разнообразными фланцами и адаптерами для подключения трубок к различным автомобилям.
Также на многих приспособлениях имеются манометры, мерные колбы, механизмы прекращения откачки при заполнении сборной емкости, воронками и т.д. Большие устройства также комплектуются колесами для транспортировки, ручкой и другими приспособлениями для повышения удобство эксплуатации.
Важно отметить, что приспособления предназначены для откачивания жидкостей, имеющих температуру не более 70-80°C.
Приемы работы с приспособлениями для откачивания жидкостей
В общем случае работа с приспособлением для откачивания технических жидкостей сводится к нескольким простым операциям:
- Вывернуть заливную пробку узла, из которого необходимо откачать жидкость;
- Подключить трубку к приспособлению;
- Вставить трубку в горловину до упора (лучше, если трубка упрется в самую низкую часть картера или бачка);
- Включить насос, подключить приспособление к вакууму или начать откачку с помощью ручной помпы;
- Убедиться в полной откачке жидкости.
Моторное масло откачивается по этой же схеме, однако наиболее часто сама процедура проводится через щуп. Для этого необходимо вынуть из двигателя щуп, подобрать идущий в комплекте с приспособлением щуп необходимого диаметра, вставить этот щуп до упора в двигатель, и начать откачку. Сегодня наиболее часто приспособления для откачивания комплектуются щупами диаметром от 4,5 до 10 мм и длиной 1-1,5 метра.
Для откачивания тормозной жидкости используется идущий в комплекте резиновый или силиконовый шланг и адаптер для штуцера — они соединяются непосредственно к контуру тормозной системы через штуцер.
Применение приспособлений для откачивания технических жидкостей — это современный подход, который позволяет значительно сократить время и повысить эффективность обслуживания автомобиля, а также делает все операции чистыми. Этими устройствами могут пользоваться и профессионалы, и рядовые автолюбители, что вкупе с разумной стоимостью обеспечило им популярность.