
Холод — одна из основных проблем, с которыми приходиться бороться российским автомобилистам зимой. Однако эта проблема при грамотном подходе решается довольно просто и доступными средствами — о том, как утеплить свой автомобиль, какие методы и средства можно применять в борьбе с морозами, читайте в этой статье.
Комплексный подход к утеплению автомобиля
Русские зимы не зря пользуются плохой славой во всем мире — лишь в южных регионах нашей страны зимой могут стоять положительные или слабоотрицательные температуры, на остальной же территории России зимой не просто холодно, а очень холодно. Поэтому для нормальной эксплуатации автомобиля и для обеспечения комфорта в зимний период машину необходимо утеплять.
Как утеплять автомобиль? Главное в этом деле — комплексный подход. Обычно прибегают к трем основным решениям:
- Утепление двигателя и аккумуляторной батареи (или утепление всего подкапотного пространства);
- Утепление салона (герметизация дверей и обшивка салона теплоизоляционным материалом, а также подогрев сидений);
- Установка предпускового подогревателя и (или) обогревателя.
Но зачем утеплять автомобиль? На то есть несколько причин, и одна из них — чисто техническая. Из-за морозов двигатель автомобиля промерзает, масло в нем густеет, что приводит или к усложнению, или к полной невозможности запустить мотор при значительных отрицательных температурах. Холод оказывает негативное влияние и на аккумуляторную батарею, которая теряет емкость и не может обеспечить нормальное вращение стартера. Эти проблемы решает утепление двигателя, АКБ или всего подкапотного пространства.
С другой стороны, утепление салона обеспечивает комфортную езду даже в сильные морозы, и это очень важный фактор — сейчас уже не те времена, когда люди ездили в санях, укрываясь шубами.

Утепленный двигатель дольше сохраняет тепло, поэтому ночью или днем во время стоянки мотор реже запускается для прогрева, что проводит к экономии топлива. Некоторую экономию обеспечивает и утепленный салон. Поэтому утепление автомобиля — это и комфорт, и лучшие условия эксплуатации в зимнее время, и экономия средств на содержание машины.
Утепление подкапотного пространства и аккумулятора
Сегодня для утепления двигателя и аккумулятора используются автоодеяла, о которых мы уже писали («Автоодеяло: простой способ сохранить тепло двигателя»). Одеяло полностью закрывает подкапотное пространство, чем обеспечивается утепление и двигателя, и АКБ, и бачка с омывающей жидкостью, и всех остальных узлов.
Но, в принципе, всегда можно отдельно утеплить аккумулятор — для этого предназначены специальные утеплители-термокейсы со встроенным электрическим подогревателем. Такое решение предотвращает чрезмерное охлаждение батареи (которое может быть фатальным для АКБ), поддерживая ее рабочие характеристики на необходимом уровне.
Предпусковые подогреватели

Автоодеяло — вещь хорошая, однако гораздо более эффективным решением является предпусковой обогреватель. Это устройство, которое устанавливается в моторном отсеке, и периодически (по таймеру, по показаниям датчика температуры или по сигналу с брелока) прогревает двигатель автомобиля. Обычно прогрев обеспечивается штатной системой охлаждения двигателя: предпусковой подогреватель нагревает циркулирующую в контуре охлаждающую жидкость, тем самым прогревает двигатель.
Предпусковые обогреватели могут быть электрическими и жидкостными. В первом случае обогрев осуществляется с помощью ТЭНов, во втором — сжиганием бензина или иного топлива.
Многие предпусковые подогреватели могут подключаться к штатной системе отопления автомобиля, чем обеспечивают и прогрев салона. Правда, подогреватель не слишком сильно поднимает температуру в салоне, но это лучше, чем садиться в полностью промерзшую машину.
Предпусковой подогреватель обеспечивает экономию топлива, повышает ресурс двигателя и других узлов (так как мотору не приходится работать в экстремальных условиях) и в целом делает эксплуатацию автомобиля более простой и комфортной.
Утепление салона: обновление герметизации дверей
Далеко не всегда причина холода в салоне кроется в печке — даже при нормально работающей штатной системе отопления тепло может уходить из-за плохого утепления салона. И чаще всего причина кроется в потерявших свою форму и упругость уплотнителях дверей.
Обычно в качестве уплотнителей используются резиновые профили, которые со временем становятся менее эластичными, деформируются и получают различные повреждения, а в результате салон теряет герметичность. Это можно определить простым осмотром, но куда более эффективной будет простая проверка на автомойке — отработавшие свой ресурс уплотнители будут пропускать воду в салон, а значит, и выпускать тепло в холодное время года.

Замена уплотнителей не представляет сложности, особенно для отечественных автомобилей, да, к тому же, новый комплект уплотнителей имеет доступную цену. Многие автомобилисты просто подклеивают уплотнители и обрабатывают их различными составами, придающими эластичность, однако это не лучшее решение — гораздо проще и эффективнее поставить новые резинки.
Тотальное утепление кузова
Утеплять можно не отдельные узлы и агрегаты автомобиля, но и весь кузов — для этого он проклеивается листовым теплоизолятором (а заодно и шумоизолятором). С одной стороны, это эффективное решение, которое позволяет сохранить максимум тепла даже в самые сильные морозы, но с другой — здесь есть несколько нюансов.
Во-первых, проклейка кузова — это трудоемкая и сложная операция, которая занимает много времени и требует определенных навыков. Поэтому доверять ее нужно только специалистам. А во-вторых, для утепления нужно очень осторожно выбирать материал, так как он должен сохранять тепло, но при этом пропускать пар и воду. Любой теплоизолятор, впитывающий воду, со временем начнет гнить и преть, вызывая коррозию кузова и неприятный запах в салоне, а с этими проблемами справиться значительно сложнее, чем с холодом.
Подогрев сидений
Большинство современных автомобилей уже имеют такую опцию, как подогрев сидений — она очень выручает в холода и защищает от многих неприятных болезней спины и поясницы. Но сейчас проблема легко решается и в автомобилях, лишенных данной опции — для этого существуют специальные чехлы, оборудованные электроподогревом.
Главное в утеплении автомобиля — комплексный и взвешенный подход. И если сделать все грамотно, то можно не бояться даже суровых сибирских морозов — автомобиль заведется, согреет водителя и пассажиров и с комфортом доставит в пункт назначения.