
Все элементы конструкции автомобиля постоянно подвергаются вибрации. Поэтому в автомобилях приняты все меры для снижения вибраций, и главную роль в решении этой задачи играют маленькие и незаметные детали — сайлент-блоки, или резинометаллические шарниры. Именно об этих деталях рассказано в данной статье.
Что такое сайлент-блок и зачем он в автомобиле
С самых первых дней своего существования автомобильный транспорт прославился тем, что спокойной и приятной поездки по плохим дорогам пассажирам не видать — автомобили страшно трясло во времена Бенца и Даймлера, трясло во времена покорения атома и полетов в космос, трясет и сейчас. И, несмотря на достижения техники, в машинах используется очень старый и простой способ снижения вибраций — развязка деталей подвески, двигателя, трансмиссии и кузова с помощью резинометаллических шарниров, или сайлентблоков.
Действительно, нет лучшего способа снизить вибрации и ослабить негативное воздействие различных нагрузок, чем просто-напросто разделить отдельные детали автомобиля (да и вообще любого механизма) с помощью упругих прокладок, гасящих вибрации, ударные, крутящие, изгибающие и другие нагрузки.
Однако здесь есть проблемы: простая прокладка из резины, которая хорошо гасит вибрации, не прослужит долго, если ее зажать между двумя стальными деталями. Но лучше резины ничего не придумаешь, поэтому конструкторы не отказались от этой идеи, а просто поместили резиновую прокладку между двумя втулками, прочно зажав ее и обеспечив ее целостность на протяжении длительного времени — так и был создан сайлент-блок, который есть в каждом автомобиле.
Кстати, название «сайлент-блок» отлично подходит этой детали: термин происходит от английских слов silent — «тихий», и block — «деталь». Так что сайлент-блок — это «тихая деталь».
Устройство сайлент-блока

Мы уже сказали об устройстве сайлент-блока: это две металлических втулки (одна большого диаметра, другая — меньшего), между которыми находится резиновая прокладка (тоже втулка). Однако здесь нужно сделать одно замечание: если просто так вставить резиновую втулку между двумя металлическими, то ничего хорошего из этого не будет, так как резина из-за постоянного трения быстро будет испорчена. Что же делать?
Решение оказалось крайне простым. Чтобы сайлентблок был монолитной деталью без трущихся поверхностей, внутренняя резиновая втулка изготавливается путем вулканизации сырой резины непосредственно между металлическими втулками. Во время вулканизации резина прочно «прилипает» к металлическим поверхностям, и сайлент-блок получается монолитным.
Сегодня в резинометаллических шарнирах наиболее часто используется традиционная каучуковая резина, однако в последние годы все большую популярность приобретают и сайлент-блоки с прокладкой из полиуретана. Однако, как показывает практика, синтетические полимеры пока не могут соперничать по качеству гашения вибраций с обычной резиной.
Применение сайлент-блоков в автомобиле
Деталей в автомобиле много, поэтому много в нем и сайлент-блоков. Больше всего их в подвеске (так как именно она подвергается наибольшим нагрузкам). С помощью сайлент-блоков крепятся следующие детали, узлы и механизмы:
- Амортизаторы;
- Реактивные тяги;
- Стабилизаторы поперечной устойчивости;
- Штанги задней подвески;
- Рычаги передней подвески;
- Двигатель;
- Коробка передач.
Даже в легковом автомобиле можно насчитать несколько десятков сайлент-блоков, каждый из которых испытывает колоссальные нагрузки. Поэтому состояние сайлент-блоков нужно периодически проверять и при необходимости производить их замену.
Признаки выработки ресурса сайлент-блоков

Сайлентблок очень прост по своему устройству, поэтому обладает надежностью и значительным ресурсом — до 200 000 км пробега. Однако очень часто практика идет в разрез с теорией, особенно, если автомобиль эксплуатируется на не очень качественных российских дорогах — в этом случае ресурс сайлент-блока может снижаться до 50 000 км пробега.
Есть несколько признаков, по которым можно определить неисправность и выработку ресурса сайлент-блоков, главные из них — отслоение, растрескивание и вспучивание резины. Такие неисправности выявляются визуально, однако выход сайлент-блока из строя проявляется увеличенным люфтом деталей, установленных на шарнирах. Интересно, что разбитые сайлент-блоки подвески могут сказываться ухудшением устойчивости автомобиля на дороге и его управляемости.
Наконец, вышедшие из строя сайлент-блоки без своевременной замены постепенно разбивают свои посадочные места, что в будущем грозит куда более серьезными проблемами и затратами. Поэтому рекомендуется проверять сайлент-блоки каждые 50 000 км пробега и детали с указанными выше неисправностями менять.
Замена сайлент-блоков
Как это ни удивительно, но сайлент-блок при своем простейшем устройстве и низкой цене отличается крайней сложностью замены. Хотя, если разобраться, то ничего удивительного здесь нет: резинометаллические шарниры расположены в самых ответственных местах конструкции автомобиля и при их замене приходится производить разборку и сборку целых узлов подвески. Есть и еще одна деталь: снять и установить сайлент-блок можно только с помощью специального инструмента — обойтись здесь просто молотком и плоскогубцами не получится.