
В экстерьере современного автомобиля есть две детали, которые играют важную роль и в дизайне, и в обеспечении безопасности. Детали эти — передний и задний бамперы. О том, что такое бампер, какую он имеет конструкцию, из чего изготавливается и для чего нужен в машине — Вы узнаете из этой статьи.
Что такое бампер и для чего он нужен
У любого автомобиля — легкового, грузового, спортивного, малолитражного, даже экспериментального электромобиля — непременно есть один или два бампера. Они выполняют сразу две функции — играют важную роль в формировании внешнего вида транспортного средства и являются одним из компонентов обеспечения безопасности.
С первой функцией все понятно: бампер — один из наиболее важных компонентов, который определяет весь облик автомобиля. Снимите бампер — и машина сразу преобразится, станет неказистой и куцей.
А как бампер может выполнять функции безопасности? Все очень просто: бампер — это буфер, амортизатор, поглощающий удары. Благодаря своей особой конструкции и упругости бампер лишь слегка проминается под незначительными нагрузками и обычно тут же восстанавливает прежнюю форму, а при сильных ударах деформируется и ломается, поглощая силу удара, тем самым предотвращая повреждения кузова и других компонентов автомобиля.
Конечно, существует определенный предел, после которого бампер уже не способен поглотить энергию удара, но бамперы очень часто выручают, спасая от повреждений кузова и лишних затрат при неаккуратном маневрировании в городской тесноте.
Бампер из прошлого в настоящее
Интересно, что на первых автомобилях бамперов не было, но это и не удивительно — автомобилей было мало, их скорости были невысокими, да и наши предки весьма беспечно относились к собственной безопасности. Вплоть до 1920-х годов бамперами оснащалось небольшое количество дорогих автомобилей, и только с 1930-х годов бампер стал массовым явлением.
Первые бамперы были выполнены из двух упругих тонких полос, соединенных перемычками и упругими кронштейнами. С середины 1930-х годов на автомобилях начали устанавливаться «дутые» стальные бамперы (в форме балок), которые достигли своего пика распространенности в 1950-е и массово устанавливались до 1970-х годов. Со второй половины 1970-х годов начался бум пластиковых бамперов, и сегодня стальными бамперами оснащаются лишь грузовые автомобили (да и то не все).
Конструкция бампера

Существует два основных типа бампера:
- Металлический;
- Пластиковый.
Металлические бамперы изготавливаются из особых сортов стали, обладающих упругостью, и обычно хромируются или никелируются. В результате получается блестящая пленка, которая выполняет эстетические функции и обеспечивает защиту стали от коррозии. Пластиковые бамперы производятся из поликарбоната, полипропилена и полиуретана, а также могут иметь композитную конструкцию на основе стеклопластиков.
Также все бамперы, независимо от материала изготовления, можно разделить на две больших категории:
- Европейский (классический) бампер;
- Американский (интегрированный) бампер.
Классический бампер мало изменился за последние 80 лет — это все тот же прямоугольный (или имеющий другую форму) брус с закругленными краями. Интегрированный бампер, как нетрудно понять из названия, интегрирован в конструкцию автомобиля, он составляет единое целое с передней частью машины и может иметь любую форму.
Сегодня наиболее распространены интегрированные бамперы, изготовленные из пластика. Обычно это цельнолитая объемная конструкция, которая устанавливается в передней части автомобиля на двух (или большем числе) несущих кронштейнах. Объемный бампер из эластичного пластика наилучшим образом амортизирует удары, а также наносит минимальный вред ногам человека или животным при столкновении.
Необходимо отметить, что бамперы устанавливаются не просто так, по собственному желанию автопроизводителя, а согласно международным нормам и стандартам. Высота установки бамперов на всех легковых автомобилях примерно одинакова, что сводит к минимуму возможность повреждения кузова при незначительных ударах. Также высота установки бампера выбрана из расчета нанесения минимального вреда при столкновении с пешеходом.
Именно в конструкции бамперов особенно отчетливо проявляется особенность современного автомобилестроения: конструирование автомобилей сегодня зажато внутри множества рамок и ограничений, и конструкторы вынуждены не столько создавать новый дизайн и вносить технические новшества, сколько подгонять дизайн и технические характеристики под нормы безопасности. Но ничего не поделаешь, ведь жизни людей и безопасность превыше всего.