
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — один из узлов дизельных двигателей, который неподготовленному автовладельцу лучше лишний раз не трогать и не регулировать. Однако есть одна операция, с которой может справиться каждый — это установка угла опережения впрыска топлива. А поможет в этом деле специальный набор инструментов, о котором пойдет речь в предлагаемой читателю статье.
Даная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.
Зачем нужно опережение впрыскивания топлива
Основная функция топливного насоса высокого давления (ТНВД) в дизельных двигателях — подача топлива под давлением в форсунки цилиндров. Главная задача насоса состоит в том, чтобы топливо поступило в цилиндр точно отмеренными дозами, в строго определенные моменты времени и под достаточным для самовоспламенения давлением.
Ключевой момент здесь — впрыск в установленные моменты времени. Если впрыск будет произведен слишком рано или слишком поздно, двигатель будет работать неровно, топливо в нем будет сгорать не полностью, упадет мощность, повысится токсичность и т.д. Опыт и расчеты показывают, что оптимальное время впрыска должно несколько опережать достижение поршнем своей верхней мертвой точки. И вот именно этот параметр — опережение угла впрыскивания топлива — можно регулировать.
Необходимо отметить, что для каждого типа ТНВД и для каждого двигателя установлены свои оптимальные углы опережения впрыска — производители автомобилей обычно дают рекомендации по оптимальному опережению и приводят эту информацию в руководстве к машине.
Инструмент для регулировки ТНВД

Для грамотного выставления угла опережения необходимо использовать специализированное приспособление, которое собирается из нескольких деталей, поставляемых в наборе. Обычно такие наборы содержат индикатор перемещения (часового типа — стрелочный), адаптеры для индикатора и удлинительные стержни разной длины. Многие наборы (например, комплекты от JTC) содержат переходники с одной резьбы на другую, а также угловой переходник, значительно повышающий удобство применения инструмента при не очень удачном расположении ТНВД.
Такие наборы достаточно универсальны и могут использоваться для регулировки разных типов и моделей топливных насосов.
Принцип работы инструмента очень прост. Опережение впрыскивания топлива обеспечивается специальным узлом в ТНВД, который представляет собой поршень, толкающий и проворачивающий на некоторый угол кулачковую шайбу насосной секции. От положения шайбы зависит положение плунжеров в каждый момент времени, а значит — моменты подачи топлива в магистрали высокого давления. Специальный инструмент как раз и необходим для того, чтобы отследить положение поршня и по индикатору установить необходимый угол опережения впрыска.
Использование набора для регулировки насоса
Процесс установки опережения впрыскивания топлива для разных моделей ТНВД отличается, однако в общем случае он сводится к установке прибора для регулировки на корпус насоса, поиску нулевой отметки (от которой отсчитывается опережение или запаздывание впрыска) и выставлению необходимого угла опережения (достигается поворотом корпуса насоса или его шкива — зависит от конкретной модели ТНВД). Отсчет угла производится по индикатору.
Перед использованием приспособление необходимо собрать и установить на ТНВД. Делается это следующим образом: в зависимости от доступности насоса выбирается длинный или короткий удлинительный стержень, он приворачивается к индикатору, и получившаяся конструкция вставляется в адаптер соответствующей длины; адаптер вкручивается в корпус насоса вместо вывернутой заглушки, расположенной между нагнетательными штуцерами. Удлинительный стержень упирается в поршень устройства опережения впрыскивания топлива, и его продольное смещение отображается на стрелочном индикаторе.
Набор инструментов для регулировки ТНВД крайне удобен и полезен, так как позволяет максимально точно выставить оптимальный угол опережения впрыска топлива и добиться наилучшей работы двигателя. С помощью методик «на глаз» и «на слух», когда опережение выставляется без применения приборов, такого результата добиться невозможно.