
Свеча зажигания давно стала предметом шуток и многократно обыграна в шоферском фольклоре, и это неудивительно — свечи играют важную роль в автомобиле и иногда доставляют немало проблем водителям. О том, что такое свечи зажигания, какими они бывают, чем характеризуются и насколько часто подлежат замене, читайте в этой статье.
Назначение и устройство свечи зажигания
Свеча зажигания — специальное устройство, обеспечивающее своевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензинового двигателя. Без свечей работа бензиновых ДВС просто невозможна.
На сегодняшний день в абсолютном большинстве двигателей (как карбюраторных, так и инжекторных) используются искровые свечи зажигания, поджигающие смесь с помощью искрового разряда (дуги), возникающего между электродами при пропускании электрического тока с напряжением в несколько тысяч вольт.
Конструкция свечи в общем случае довольно-таки проста. Ее основу составляет металлический корпус, в нижней части которого нарезана резьба для вкручивания в головку цилиндров, а в верхней — шестигранник под ключ. Переход корпуса в резьбу может комплектоваться прокладкой или выполняться в виде конуса.
В корпусе зафиксирован керамический изолятор, выдерживающий напряжение до 60 000 вольт и нагрев до 1000 градусов. Верхняя часть изолятора выполнена ребристой, она образована кольцевыми канавками — барьерами тока, препятствующими поверхностной утечке тока. Нижняя часть изолятора образует тепловой конус, который во время работы нагревается до определенной температуры.

Внутри изолятора проходит канал, в котором помещается сразу несколько деталей. В верхней части канала проходит контактный стержень, на которой сверху приворачивается контактная гайка для подачи тока от катушки зажигания. В нижней части зафиксирован центральный электрод. Стержень и электрод удерживаются в канале изолятора токопроводящим стеклогерметиком, который выполняет еще две функции: обеспечивает электрический контакт между стержнем и электродом и служит в качестве резистора для подавления радиопомех, возникающих при искровом разряде.
Центральный электрод часто выполняется биметаллическим: внутри него находится медный стержень, обеспечивающий высокую электро- и теплопроводность, внешняя оболочка — традиционный железоникелевый сплав.
К корпусу в нижней части свечи приварен боковой электрод, который «нависает» над центральным, образуя вместе с ним искровой промежуток — как раз в нем происходит образование искрового разряда, поджигающего топливно-воздушную смесь.
Возможные неисправности свечей зажигания
Свечи зажигания очень чутко реагируют на различные неполадки двигателя и на изменение его характеристик — все это можно «прочесть» по внешнему виду свечи, главным образом, по виду электродов.
Например, наличие большого слоя отложений и нагара может свидетельствовать о разрегулировке в системе питания или зажигания, о некачественном бензине, загрязненном воздушном фильтре и других проблемах. Мокрые свечи (забрызганные маслом) — тоже плохой признак, который свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, чего при нормальной работе двигателя быть не должно. Наконец, оплавленные или полностью сгоревшие электроды говорят о том, что либо неправильно выбраны свечи (более «горячие», чем нужно), либо топливно-воздушная смесь имеет несбалансированный состав.
В норме на свечах допускается небольшой нагар светло-коричневого или светло-серого цвета, образование которого неизбежно даже при идеальных регулировках двигателя и заливке в бак лучшего бензина.
С другой стороны, имеется несколько внешних признаков того, что пора взглянуть на свечи или даже их поменять. О выработке ресурса свечей в первую очередь говорят повышенный расход топлива (особенно ощущается на инжекторных двигателях) и неравномерная работа мотора — это происходит из-за выгорания электродов и образования на них значительного слоя нагара. Такие свечи подлежат замене, причем менять нужно полный комплект.
Своевременная замена свечей зажигания — это гарантия качественной работы двигателя и, как следствие, экономия топлива, средств и нервов.