
Парковка и маневрирование в условиях городской тесноты — одна из главных проблем водителей, особенно начинающих. Даже долгие тренировки не гарантируют, что очередная парковка будет успешной. Именно поэтому все более широкое распространение получают датчики парковки, или парктроники. О том, что такое парктроник, какими характеристиками он обладает и как правильно выбрать датчики — читайте в этой статье.
Что такое парктроник
Парктроник — электронная система, сигнализирующая о появлении в опасной близости от автомобиля препятствий и помогающая удерживать автомобиль на безопасном расстоянии от препятствий при парковке.
Парковочные устройства получили широкое распространение, и если еще десять лет назад парктроник входил только в люксовые комплектации дорогих автомобилей, то сейчас характерные круглые датчики можно увидеть на бамперах даже недорогих автомобилей в базовой комплектации.
Устройство парковочной системы
Общее понятие об устройстве и принципе работы парктроника можно понять даже из его «официальных» названий: «акустическая парковочная система (АПС)», «ультразвуковой датчик парковки», «парковочный радар» или «парковочный сонар».

В основе устройства лежат свойства ультразвуковых волн (частотой около 40 кГц) с минимальным рассеиванием отражаться от различных поверхностей. Это свойство позволяет определять расстояние до объектов. Здесь все очень просто: скорость звуковых волн в воздухе практически постоянна (от 318 м/с зимой и до 350 м/с знойным летом), и, засекая время прохождения волны от источника до препятствия и обратно, можно вычислить расстояние до этого препятствия.
В системе парктроник предусмотрены излучатели и приемники ультразвуковых волн, объединенных в единую конструкцию — тот самый ультразвуковой датчик, установленный на бампере автомобиля. Датчики имеют компактные размеры, устанавливаются с обратной стороны бампера, а снаружи остаются видны только «таблетки». Датчики обычно выкрашены в цвет автомобиля, поэтому не портят его внешнего вида.
Данные от сенсоров датчиков парковки поступают на центральный электронный блок, который определяет расстояние до объектов, оказавшихся в «поле зрения», и подает эту информация на индикатор (звуковой или визуальный), благодаря которому водитель в режиме реального времени отслеживает ситуацию спереди и сзади своего автомобиля.
Как правильно: парктроник, парковочный радар или сонар?
Мы привыкли все парковочные устройства называть парктроником, хотя во всем мире слово Parktronic ассоциируется только с системой парковки, предложенной компанией Mercedes-Benz и устанавливаемой только на дорогих автомобилях. В нашей стране слово «парктроник» стало нарицательным, и сейчас мы по привычке все системы парковки называем парктроником.
Также часто можно встретить термин «парковочный радар», хотя на самом деле парктроник — это скорее сонар, так как в нем используются не радиоволны, а ультразвук. Но в нашей стране слово «сонар» практически не используется, а эквивалентный ему термин «гидролокатор» не подходит для парковочной системы автомобиля.
Поэтому правильнее парктроник называть ультразвуковым датчиком парковки или акустической парковочной системой, что хорошо описывает ее принцип работы.
Продолжение статьи читайте в следующей части — «Парковочные системы: особенности и характеристики».