
Большинство узлов и агрегатов автомобиля можно разобрать с помощью обычного гаечного ключа и отвертки. Однако многие детали не поддаются ключу, в этом случае нужен специальный инструмент. Яркий пример — полуоси, для съема которых нужен специальный инерционный съемник. Об инерционном съемнике полуоси, его конструкции и применении в этой статье, которая продолжает собой цикл публикаций о специнструменте.
Зачем для полуоси специальный инструмент?
Полуоси ведущего моста легковых автомобилей обычно выполняют сразу две функции — передают крутящий момент от редуктора колесу и принимают от колес изгибающие моменты, возникающие при движении автомобиля. Поэтому полуоси — это массивные стальные детали, которые прочно закреплены в шестернях дифференциала, и извлечь их оттуда (например, для замены сальников или для установки новых полуосей) зачастую бывает очень сложно.
Крепление полуоси к шестерне осуществляется с помощью шлицевого соединения, так что для съема полуоси ее нужно банально выдернуть из шестерни. С этой сложной задачей легко справляется простой, легкий и недорогой инструмент — инерционный съемник.
Что такое съемник полуоси инерционный

Теоретически, задача съема полуоси проста — всего-то и нужно, что в определенной точке приложить достаточно большую силу, имеющую правильное направление. Поэтому и инерционный съемник — в сущности, инструмент очень простой.
Основу съемника составляет непосредственно сам съемник, который болтами крепится к фланцу полуоси, и обратный молоток, создающий необходимое усилие. Съемник обычно представляет собой или «лапу» с несимметрично расположенными отверстиями, или крестовину, в которой отверстия расположены симметрично. А обратный молоток — это стержень с цилиндрическим грузом, который может свободно перемещаться по всей длине стержня.
Обратный молоток и съемник могут быть как раздельными (в наборах), так и объединенными в единую конструкцию. Во втором случае инструмент получается более простым и дешевым, но менее функциональным. Гораздо более удобен и функционален разборный инструмент, поставляемый в виде набора. Хотя и наборы при всех своих широких возможностях могут иметь доступную цену — например, такими являются инструменты JTC, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны.
Универсальность + функциональность
Чаще всего на рынке можно встретить универсальные инерционные съемники — их можно применять для съема полуосей легковых автомобилей самых разных марок и моделей. Такая универсальность достигается очень просто.

На большинстве легковых автомобилей применяются полуразгруженные фланцевые полуоси, во фланцах которых предусмотрено по 4, 5 или 6 отверстий для крепления тормозного барабана. Именно в эти отверстия вставляются болты или шпильки, соединяющие фланец со съемником. Значит, чтобы съемник подходил для разных автомобилей, в нем нужно предусмотреть и особым образом расположить достаточное количество отверстий.
Однако у разных машин не только разное количество болтов, но и неодинаковое расстояние между ними. Эта проблема тоже решается достаточно просто: в съемнике предусмотрены не круглые отверстия, а продолговатые, позволяющие регулировать расстояния между болтами. Поэтому большинство съемников могут работать с полуосями, во фланцах которых межболтовое расстояние лежит в пределах от 60 до 180 мм.
А чтобы работа шла быстро, съемник комплектуется достаточно тяжелым обратным молотком — вес большинства таких инструментов составляет 3-5 кг. С одной стороны, такая масса не слишком утомляет при работе, а с другой — ее инерции хватает для приложения достаточного усилия на полуось.
Как работать со съемником?
Работа с инерционным съемником для разных автомобилей может несколько отличаться, но в целом она сводится к следующим операциям:
- Снять колесо;
- Снять тормозной барабан;
- Выкрутить болты крепления подшипника полуоси к тормозному щиту;
- Съемник двумя или тремя болтами прикрепить к фланцу полуоси (гайки достаточно закрутить просто руками);
- Резкими ударами груза обратного молотка, направленными в обратную от моста сторону, выбить полуось;
- Открутить съемник и вытащить полуось;
- После проведения необходимых работ провести все операции в обратном порядке.
Во время работы имеет смысл дополнительно приподнимать мост (с помощью домкрата) со стороны снимаемой полуоси — это не позволит маслу вылиться из моста.
Как видно, работа с инерционным съемником проста и доступна даже человеку без дополнительных навыков. А главное, съемник позволяет выполнить все быстро, чисто и качественно, с минимальными затратами времени и сил. Один раз купив съемник (который, к слову, имеет более чем доступную цену), можно на долгие годы забыть о проблемах со снятием полуосей.