Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Что такое присадки в дизельное топливо?
Присадки в дизельное топливо — химические вещества или комплексы веществ, добавляемые в дизтопливо для его модификации (изменения определенных характеристик или качеств). Присадками называют как компоненты, применяемые в промышленном производстве топлива, так и предназначенные для изменения характеристик топлива в отдельно взятом автомобиле. В данной статье речь пойдет именно о второй группе средств.
Присадки могут оказывать различное воздействие на дизтопливо:
- Повышение морозоустойчивости (предотвращение негативных воздействий на топливо отрицательных температур);
- Повышение цетанового числа дизтоплива;
- Улучшение смазочных характеристик топлива;
- Очищение топливной системы, ее защита от механического износа и коррозии;
- Комплексное улучшение характеристики дизельного топлива.
Присадки в дизтопливо могут использоваться как на постоянной основе, так и в качестве «аварийного» средства — в тех ситуациях, когда в бак залито топливо низкого качества. И прежде, чем сделать выбор присадок с нужными характеристиками, необходимо узнать о существующих типах и особенностях этих средств.
Какие бывают присадки в дизельное топливо?
Все представленные на рынке присадки для дизтоплива можно разделить на две большие группы по назначению:
- Присадки для «аварийных» ситуаций — компоненты для разового добавления в топливо;
- Регулярные присадки — компоненты для регулярной модификации топлива, используемого на автомобиле.
К первой группе относятся присадки с различными эффектами:
- Смазывающие;
- Цетаноповышающие (цетан-корректоры, катализаторы);
- Антигели (депрессорно-диспергирующие присадки);
- Универсальные.
Ко второй группе относятся присадки для решения различных задач:
- Очистка топливной системы;
- Защита компонентов топливной системы от коррозии и износа;
- Комплексное изменение дизтоплива для достижения определенных характеристик.
Каждая из присадок обладает определенными характеристиками.
Смазывающие присадки в дизтопливо
Дизельное топливо должно обладать определенной смазывающей способностью, которая определяется диаметром пятна износа трущихся поверхностей. В соответствии с российскими стандартами диаметр пятна износа для различных типов дизтоплива должен лежать в пределах 490-550 мкм (летнее), 570-660 мкм (зимнее), более 650 мкм (арктическое). Зимние марки дизтоплива обладают худшей смазывающей способностью, поэтому смазывающие добавки актуальны именно в зимнее время года.
Цетаноповышающие присадки в дизтопливо
Способность дизельного топлива воспламеняться определяется специальным параметром — цетановым числом, которое указывает, сколько времени проходит от момента впрыска топлива в камеру сгорания до его воспламенения. По российским стандартам данный параметр лежит в пределах от 40 до 55, при этом летние марки топлива должны иметь цетановое число от 46, а цетановое число 40 допускается лишь в крайних случаях для арктических топлив.
У зимних марко топлива цетановое число ниже, чем у летних, поэтому они хуже воспламеняются и на «холодную» могут затруднить пуск и работу мотора. Цетаноповышающие присадки (также известные, как цетан-корректоры или катализаторы топлива) позволяют повысить цетановое число топлива и решить проблемы с горением топливно-воздушной смеси.
Антигели
Дизтопливо более чем бензин чувствительно к воздействию низких температур. При понижении температуры входящие в состав дизтоплива парафины (высокомолекулярные углеводороды) начинают выпадать в осадок — сначала топливо мутнеет (температура, при которой наблюдается данное явление, называется температурой помутнения), а при дальнейшем падении температуры образуются крупные твердые частицы, забивающие топливные фильтры, оседающие внутри трубопроводов и на других деталях системы. Температура, при которой выпавшие в осадок парафины засоряют фильтр, называется температурой предельной фильтруемости. Также при понижении температуры повышается вязкость дизтопливо, оно густеет и в какой-то момент замерзает.
Для разных марок дизельных топлив температура помутнения лежит в пределах от -5 (для летних), до -35°C (для зимних), при этом температура замерзания должна быть на 5°C выше ниже температуры помутнения.
Для понижения температуры помутнения и замерзания используются специальные присадки — депрессорно-диспергирующие. Депрессорные средства понижают температуру замерзания топлива, а диспергирующие — препятствуют раннему выпадению парафина в осадок.
К сожалению, сегодня часто встречается зимнее дизтопливо, которое изготовлено не с помощью данных присадок, а добавлением керосина. Такой способ дешев и дает заметное снижение температуры замерзания и помутнения, однако он снижает цетановое число дизтоплива и его смазывающую способность. Для улучшения таких топлив используются депрессорно-диспергирущие присадки, представленные на рынке под общим названием «антигель». По названию легко понять, что данные присадки направлены на понижение температуры замерзания дизтоплива, и их можно использовать в зимнее время для улучшения качества летних марок дизтоплива, или топлива с содержанием керосина.
Очищающие, защитные и прочие присадки
Топливная система с течением времени загрязняется, ее детали подвергаются коррозии — все это ухудшает качество ее работы и функционирование двигателя. Для решения данной проблемы используются специальные очищающие, защитные и прочие присадки в дизтопливо. Такие присадки имеют в составе специальные поверхностно-активные вещества для очистки системы, кондиционеры металла, ингибиторы коррозии и т.д. Они не изменяют характеристик дизтоплива, но помогают решать ряд проблем топливной системы.
Универсальные присадки
К универсальным относятся составы, обладающие всеми или несколькими качествами, рассмотренными выше. Наиболее популярны средства, которые сочетают в себе компоненты для повышения цетанового числа топлива, его смазывающей способности и температурных характеристик (антигели). Также универсальными чаще всего выпускаются присадки для очистки и защиты топливной системы.
Как правильно выбрать и использовать присадки в дизельное топливо?
Каждая из рассмотренных присадок может использоваться в определенных ситуациях.
Смазывающие присадки. Эти присадки актуальны в зимнее время года, когда высока вероятность заправиться дизельным топливом с добавкой керосина. Присадку можно использовать регулярно — добавлять в бак каждые 3-5 заправок. Также ее можно использовать и при признаках заливки низкокачественного топлива, однако в таких случаях лучше использовать универсальные составы.
Цетаноповышающие присадки. Данные присадки можно использовать в любое время года при появлении признаков заправки низкокачественным топливом — плохой запуск двигателя, высокая дымность выхлопа и т.д. Особенно актуальны цетан-корректоры при дальних поездках вдали от крупных сетей заправок, баночку такого средства нужно всегда держать про запас.
Антигели. Такие присадки наиболее актуальны в межсезонье — ранней весной и поздней осенью. В это время не все заправки успевают сменить тип дизтоплива (с летнего на зимний и наоборот), и высока вероятность заправиться не соответствующим типом топлива. Эти средства рекомендуется всегда иметь в автомобиле и добавлять в бак, если вы не уверены в качестве заправленного топлива.
Очищающие и защитные присадки. Защитные присадки можно использовать регулярно, добавляя их в бак через определенное число заправок (3-5 или в иной промежуток, указанный производителем). А очищающие присадки лучше заливать при появлении признаков засорения топливной системы парафинами или иными компонентами топлива — затрудненный пуск и нестабильная работа двигателя, повышенная дымность выхлопа и другие.
Универсальные присадки. Это «аварийные» средства, которые следует держать в автомобиле и использовать после заправки автомобиля некачественным дизтопливом (особенно в летний период, зимой лучше использовать рассмотренные выше цетан-корректоры и антигели). Заливать в бак универсальные средства следует при неожиданном ухудшении работы двигателя после заправки — при затрудненном пуске, нестабильной работе, «плавающих» оборотах, высокой дымности выхлопа, падении мощности и т.д.
Общие рекомендации по применению присадок. Для достижения необходимого эффекта нужно правильно использовать присадки — именно так, как указано в инструкции. Особенно следует следить за концентрацией препарата — ее не рекомендуется превышать, так как это может ухудшить качества топлива. При правильном применении присадок вы достигните необходимого эффекта, обеспечите нормальную работу двигателя и защитите себя от лишних расходов.