
Профилактика и своевременный ремонт тормозной системы автомобиля — гарантия безопасной и комфортной езды. При небольшом навыке многие работы по ремонту тормозной системы можно проводить самостоятельно — для этого лишь необходим специальный инструмент. В первую очередь — инструмент для обслуживания тормозных цилиндров (или для развода поршней тормозных цилиндров), о котором пойдет речь в этой статье.
Наиболее часто автовладельцы производят замену тормозных колодок, нередко приходится менять и тормозной цилиндр суппорта — обе эти процедуры предусматривают вворачивание поршней тормозных цилиндров, что нередко становится сложной проблемой. Почему? Все дело в устройстве и принципе работы тормозного механизма.
Суппорт, как он есть

Главную роль при торможении автомобиля играют суппорт и тормозные колодки, установленные непосредственно в колесе. Принцип действия этого тормозного механизма крайне прост. В суппорте предусмотрен цилиндр, в котором с некоторым трением ходит поршень. Поршень непосредственно упирается во внутреннюю тормозную колодку, а также через простой механизм приводит в движение и внешнюю колодку. При нажатии педали тормоза в цилиндр под давлением подается тормозная жидкость, которая выталкивает поршень, а он, в свою очередь, прижимает колодки к тормозному диску — за счет сил трения, возникающих между колодками и диском, автомобиль тормозится.
Так устроен тормозной механизм передних колес, задние тормоза несколько сложнее. Все дело в стояночном тормозе. В заднем суппорте предусмотрен механизм, выталкивающий поршень из цилиндра при поднятии рычага стояночного тормоза. Так что у заднего тормозного механизма два привода — гидравлический и механический, отчего конструкция суппорта несколько усложнилась, а для его ремонта необходимо применение специального инструмента.
Вворачивание поршня в суппорт
Во время эксплуатации автомобиля тормозные колодки постепенно стираются, и со временем поршень все больше выталкивается из тормозного цилиндра. При замене колодок возникает необходимость в прямом смысле слова поставить поршень на свое место — утопить его в цилиндре до уровня, который не будет мешать установке новых колодок.

С передними тормозами все просто — поршень легко утапливается в цилиндре без применения какого-либо инструмента. А с задними тормозами возникает проблема: поршень заднего суппорта не вставляется, а вкручивается в цилиндр — такие изменения конструкции вызваны применением механизма ручного тормоза.
Многие автовладельцы вворачивают поршень газовым ключом, тонкогубцами или даже простейшими механизмами, выполненными в виде черенка от лопаты с двумя вбитыми в его торец гвоздями. Однако применение таких методов довольно-таки опасно — есть риск повредить поршень, нанести на его поверхность царапины, из-за которых появится течь тормозной жидкости, и т.д. Все это представляет определенную опасность и может стать причиной неправильной работы тормозов.
Существует простое и недорогое решение проблемы — специальное приспособление для обслуживания тормозных цилиндров.
Приспособление для обслуживания тормозных цилиндров

Принцип работы такого инструмента крайне прост. На верхнем торце поршня предусмотрены канавки или глухие отверстия — шлицы, которые играют ту же роль, что и шлиц в шурупе. Для вворачивания поршня в цилиндр применяется инструмент, рабочий орган которого — специальная головка с двумя «рожками», вставляемыми в шлицы поршня. При прокручивании головки поршню передается крутящий момент, и он вворачивается в цилиндр.
Однако нужно создать не просто крутящий момент, но и направить усилие внутрь цилиндра, чтобы поршень одновременно утапливался в нем. Достигается это так же, как в винтовых домкратах — с помощью применения резьбы. Так что при прокручивании приспособления поршень вворачивается и утапливается в цилиндре, принимая рабочее положение.
Работа с этим инструментом очень проста и доступна даже неподготовленному автовладельцу. Вворачивание поршня производится на снятом суппорте. На головку инструмента крепится подходящий по диаметру адаптер (поэтому инструмент универсальный — с его помощью можно обслуживать тормозные цилиндры автомобилей разных марок), а в специальную канавку на корпусе — упорная пластина. Этой пластиной приспособление упирается в корпус суппорта, адаптер вставляется в шлицы поршня — и всё, можно начинать вкручивание.
Обычно на вворачивание одного поршня требуется не более двух-трех минут времени, при некотором навыке сделать это можно и за полминуты. При этом не нужно изворачиваться с газовым ключом или пассатижами, отсутствует риск повреждения важной детали, да и сама работа намного легче и чище.
Учитывая цену инструмента и его возможности, можно откровенно сказать: приспособление для обслуживания тормозных цилиндров — выгодная покупка, которая еще много раз оправдает себя в будущем.