Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.
Назначение и функции проблескового маяка
Проблесковый маячок (МП, «мигалка») — предупреждающий огонь ТС, формирующий прерывистый луч света с целью привлечения внимания и/или предупреждения об опасности.
Одна из основ успешного решения поставленных задач оперативными службами — прибытие на вызов в минимальный срок, однако обилие других ТС на дорогах и светофоры затрудняют автомобилям этих служб путь. С целью сокращения времени движения такие ТС получают преимущество на дорогах, а информируют об их приближении звуковые и световые сигналы, формируемые сиренами и МП.
На городских и пригородных дорогах много разнообразной техники, потенциально опасной для окружающих — спецтехника (строительная, грузоподъемная, дорожная и прочая.) и ТС, транспортирующие опасные (ГСМ, химикаты, взрывчатые и иные вещества) и крупногабаритные грузы. С целью обеспечения безопасности все присутствующие на дороге участники движения должны знать о ее приближении — это тоже достигается установкой МП.
Проблесковый маяк формируют прерывистый световой луч, имеющий две функции:
- Привлечение внимания участников дорожного движения с целью получения преимущества на дороге;
- Предупреждение участников дорожного движения об опасности со стороны данной техники.
Маяк являются важным элементом безопасности движения и нормальной работы спецслужб. Однако применение этих светосигнальных устройств имеет свои особенности, о которых необходимо знать.
Правила использования проблесковых маяков в РФ


Использование МП на территории России регламентируется несколькими стандартами и документами. Один из них — ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб…». Данным ГОСТ устанавливается, что ТС различных служб должны оснащаться светосигнальными устройствами, формирующими синий световой луч. Это правило распространяется на транспорт полиции, ГИБДД, пожарнай охраны, скорой медицинской помощи, МЧС, ФСБ, военной полиции ВС РФ, следственных органов СК РФ. Причем техника ФСБ, ГИБДД и военной полиции могут дополнительно оборудоваться МП красного цвета.
В нашей стране действует приложение к ПДД «Перечень неисправностей и условий…», пункт 7.8 которого запрещает эксплуатацию транспорта с неправомерно установленными МП. Поэтому на обычные ТС запрещено ставить синие и красные МП. В соответствии с пунктом 2 статьи 12.4 КоАП незаконная установка таких устройств влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей и конфискацию этого устройства.
Что касается оранжевых и желтых проблесковых маяков, то они не считаются спецсигналами, поэтому правила их эксплуатация значительно облегчены. Установка и использование МП этого типа регламентируется несколькими документами. Так, статьей 11 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации…» запрещается эксплуатация ТС и техники, имеющей незарегистрированные желтые и оранжевые МП. Правда, данная статья делает исключение для техники, осуществляющих транспортировку крупногабаритных грузов различных типов, токсичных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и радиоактивных веществ. Еще одно исключение делается в пункте 11 приложения 1 Приказа МВД России от 31.03.2014 N 194: без специального разрешения допускается использование таких светосигнальных приборов на технику, привлекаемых к выполнению основных операций на строительных объектах.
То есть, МП желтого и оранжевого цвета допускается устанавливать на любые автомобили, но с одной оговоркой: для их установки необходимо получать соответствующее разрешение в ГИБДД (за исключением указанных выше категорий техники).
К отдельной категории относятся МП бело-лунного цвета, которые устанавливаются только на транспорт организаций федеральной почтовой связи и ТС, транспортирующие деньги и/или грузы высокой ценности.
Однако даже при разрешенной установке МП автовладелец может привлекаться к административной ответственности. В частности, пункт 3.4 ПДД РФ устанавливает, когда можно включать такие МП:
- В случае транспортировки крупногабаритных и представляющих опасность грузов, а также при сопровождении выполняющих такую перевозку ТС;
- В случае производства строительных и ремонтных работ, в случае погрузки поврежденных ТС;
- В случае сопровождения организованных групп велосипедистов;
- МП бело-лунного цвета — исключительно при нападении на оборудованные ими ТС.
Наконец, ТС с установленными оранжевыми и желтыми МП могут в определенных ситуациях не соблюдать указания отдельных типов дорожной разметки и отдельных групп дорожных знаков. В частности, пунктом 3.5 действующих ПДД устанавливается, что игнорировать разметку могут ТС, транспортирующие крупногабаритные грузы, а также их сопровождающие. А действие дорожных знаков могут не распространяться на технику, выполняющую некоторые виду строительных работ, транспортировку поврежденных ТС и т.д.
Типы, конструкция и принцип работы проблесковых маяков

Существует два типа МП:
- Одиночные;
- Комплексы нескольких МП (балки, панели).
При этом устройства синего или синего/красного цвета могут объединяться в один корпус с устройством звуковой сигнализации.
По способу формирования прерывистого луча света маки делятся на три группы:
- Роторные (с роторным модулем);
- Импульсно-световые на светодиодах;
- Импульсно-световые на газоразрядных лампах.


Исторически первыми появились роторные электромеханические мигалки. Основу такого маяка составляет роторный модуль, состоящий из вращающегося горизонтального параболического отражателя, в фокусе которого установлена лампа или светодиоды. Отражатель формирует направленный луч света, который вращается и создает эффект прерывистого огня.
Импульсно-световые проблесковые маячки лишены вращающихся частей, они оборудованы светодиодами или газоразрядными лампами, которые с помощью электронного генератора формируют короткие световые вспышки.
При этом мигалки делятся на две группы по силе света:
- Класс 1 — с одним уровнем света;
- Класс 2 — с двумя уровнями света, дневным и ночным.
В устройствах первого класса световой луч имеет постоянную силу, которая настраивается для ночной эксплуатации (чтобы не слепить водителей). В маячках второго класса предусмотрено два уровня света: для темного и светлого времени суток, свет для дневного использования более яркий.
Конструктивно все МП принципиально одинаковы. Устройство имеет основание, на котором фиксируется роторный модуль с электродвигателем или лампа с электроникой. Сверху основание закрывается прозрачным пластиковым плафоном (из поликарбоната или полистирола), прокрашенным в массе для обеспечения потока света с определенными спектральными характеристиками (по ГОСТ 10984-74). Плафон может быть гладким или гофрированным для рассеивания луча света. В состав плафона обычно вводятся различные добавки для обеспечения стабильности цвета луча при длительной эксплуатации (предотвращает выцветание, помутнение и другие изменения плафона).
В нижней части основания мигалки располагается крепежный элемент — магнит для временной фиксации или кронштейн для постоянной. Питание прибора осуществляется от бортовой электросети автомобиля через специальное соединение или от прикуривателя через стандартный разъем.
Все проблесковые маячки имеют стандартные характеристики, в том числе частоту импульсов (от 2 до 4 в секунду), максимальную продолжительность свечения (от 0,1 до 0,2 секунды), силу света и яркость. Эти и другие параметры регламентируются ГОСТ Р 41.65-99.
Как подобрать и использовать проблесковый маяк
При подборе и применении проблесковых маяков всех типов необходимо учитывать особенности их эксплуатации и все приведенные выше нормативные документы. В частности, необходимо выбрать способ крепления устройства: если мигалка нужна для периодического использования, то лучше отдать предпочтение магнитному креплению, а если она нужна постоянно — то жесткому креплению на кронштейн. Также нужно учитывать напряжение питания бортовой сети автомобиля — 12 или 24 В. При необходимости можно приобрести на автомобиль нескольких мачков одного цвета.
Монтаж МП допускается только на крыше ТС в таком положении, чтобы свет от него был виден в горизонтальной плоскости на 360 градусов (за исключением грузовых ТС Госавтоинспекции, военной полиции и ФСБ, угол видимости которых может составлять 180 градусов). Монтаж на других зонах автомобиля запрещен.
При правильном выборе и установке проблескового маячка будет обеспечена безопасность дорожного движения в различных ситуациях.