Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.
Что влияет на расход топлива?
Любой двигатель внутреннего сгорания — бензиновый, дизельный или газовый — преобразует энергию сгорания топлива в крутящий момент, который передается на ведущие колеса. И эта энергия тратится, главным образом, на преодоление сил трения — трения колес о дорожное покрытие, трение кузова о воздух, трение между деталями трансмиссии, между деталями самого двигателя, и т.д. И именно трение во всех его проявлениях вносит наибольший вклад в расход топлива. Например, груженый автомобиль с большей силой давит на дорожное покрытие, поэтому силы трения повышаются, и для движения требуется больше топлива. Автомобиль с «плохой» аэродинамикой — с открытыми окнами, с грузом или багажом на крыше — тоже большое расходует топливо. Наконец, на расход влияет состояние трансмиссии, степень накачки колес и состояние шин, и т.д.
Однако любой ДВС — это вовсе не идеальная тепловая машина, преобразующая 100% топлива в энергию, в нем всегда есть потери, зависящие от множества факторов. Например, в камерах сгорания непрогретого двигателя (особенно при отрицательных температурах) топливо конденсируется из горючей смеси и оседает на холодных стенах — это приводит к значительному росту расхода топлива. Серьезное влияние на потребление топлива оказывают настройки карбюратора (как на холостом ходу, так и на различных режимах) и программы электронного блока инжекторных двигателей. Причем наибольший расход наблюдается на переходных режимах, когда требуется изменить частоту вращения коленчатого вала.
Нужно помнить, что двигатель и весь автомобиль — это сложное устройство, характеристики которого зависят от его технического состояния. Так, расход топлива повышается при износе пар трения цилиндр-кольца (вследствие понижения компрессии и изменения условий сгорания топливно-воздушной смеси), при неправильно выставленном угле зажигания, при неисправных свечах зажигания, загрязнения фильтров (топливного, воздушного), засорении системы охлаждения двигателя, и т.д.
Наконец, характеристики потребления топлива зависят от режимов движения автомобиля, хотя это не самостоятельная причина, а комбинация всех предыдущих. Например, равномерное движение без резких разгонов и торможений приводит к снижению расхода топлива, так как исключаются переходные режимы работы двигателя. А движение на низких передачах, напротив, повышает расход, так как двигатель на всех передачах развивает примерно одинаковые обороты, но на низших передачах автомобиль проходит меньшее расстояние, чем на высших.
Все это в итоге может приводить к двукратному и даже большему расходу топлива, а зная причины, мы можем легко найти эффективные рецепты экономии.
Правильно запускайте и прогревайте двигатель — экономия до 50% в момент пуска
При запуске двигателя расход топлива значительно повышается, и этот параметр приходит в норму лишь при прогреве мотора до рабочей температуры. Сэкономить топливо можно следующими способами:
- Использовать предпусковой подогреватель — уже через год-два (в зависимости от модели и типа подогревателя) эта покупка окупится, а расход топлива при запуске сократится на 50% и более;
- Не прогревайте силовой агрегат долго на холостых оборотах — достаточно с минуту прогреть мотор на месте, а затем двигаться на скорости не более 50-60 км/ч. Это снижает расход примерно на 3%.
Также на расход топлива при запуске влияет техническое состояние двигателя, однако об этом рассказано ниже.
Выбирайте оптимальные режимы движения — экономия до 40%
«Оптимальный режим движения» — это совокупность приемов, которые помогают сокращать потребление топлива в зависимости от ситуации. Есть несколько общих рекомендаций:
- По возможности избегайте частых разгонов и торможений;
- Двигайтесь на низших передачах как можно меньше времени — разгон должен быть резким, это помогает снижать расход на 30%;
- Тормозите плавно, без рывков;
- На склонах (но только сухих и не обледенелых!) старайтесь двигаться «накатом», но без выключения скорости — это помогает экономить до 20% топлива. Включение нейтральной передачи на спуске практически не изменяет экономические параметры двигателя;
- На ровных и прямых участках дороги двигайтесь на скорости 70-80 км/ч (для некоторых автомобилей — 60-100 км/ч), именно такой скоростной режим помогает экономить до 40% топлива.
Соблюдение данных рекомендаций помогает снижать потребление топлива в городском режиме практически на 50%, и на 20% при движении за городом. Поэтому совершенствование и оттачивание техники вождения — это самый простой и эффективный способ реже заезжать на АЗС.
Оптимизируйте массу автомобиля — экономия до 10%
Любая загрузка автомобиля повышает расход топлива, поэтому самый простой совет — выбросить из багажника и салона то, что вам совершенно не нужно в дороге. Каждый лишний килограмм на среднестатистическом легковом автомобиле повышает расход на 10-11 мл/100 км. Кажется, что это немного, но при годовом пробеге в 15 тысяч км каждый килограмм «съедает» как минимум полтора литра топлива.
Улучшайте аэродинамические качества автомобиля — экономия от 3 до 7%
Снизить трение автомобиля о воздух можно несколькими способами:
- Старайтесь не ездить постоянно с открытыми окнами — турбулентные возмущения, возникающие при обтекании воздухом открытых окон, повышают расход топлива до 7%;
- По возможности используйте «воздушные карманы», образуемые за крупногабаритными транспортными средствами — фургонами, автобусами и т.д. Данный способ требует особого внимания и рекомендуется только опытным водителям!
- Если вы часто возите грузы на крыше — используйте багажный отсек на крышу обтекаемой формы.
Значительное влияние на аэродинамические качества автомобиля оказывает всевозможный обвес, что следует учитывать при любительском тюнинге.
Следите за давлением в шинах — экономия до 10%
Строго следите за тем, чтобы давление в шинах соответствовало рекомендациям производителя автомобиля для тех или иных условий эксплуатации. При оптимальном давлении шины имеют небольшое пятно контакта с дорожным покрытием, что снижает трение, и в то же время предотвращает интенсивный износ. Даже незначительное снижение давления приводит к резкому увеличению площади пятна контакта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, снижение давления всего на 0,4 атмосферы может привести к перерасходу топлива на 10%!
Следите за техническим состоянием всех систем автомобиля — экономия до 25%
Пожалуй, это самый обширный совет, который включает в себя множество пунктов, что и неудивительно — на расход топлива влияет состояние двигателя и его отдельных систем, трансмиссии, ходовой части и т.д. Больше всего сэкономить (а точнее — предотвратить лишний расход) помогают следующие рекомендации:
- Не дожидайтесь чрезмерного износа поршневых колец и цилиндров — это может привести к росту расхода на 25%;
- Не допускайте чрезмерной затяжки ступичных подшипников — перетянутые подшипники повышают расход на 15%;
- В бензиновых двигателях следите за работой свечей — «троящий» мотор повышает расход топлива на 25% и более;
- Также следите за состоянием свечей — изменение зазора между электродами может повысить расход топлива на 10% и более;
- Используйте только рекомендованные антифризы и регулярно промывайте систему охлаждения — это поможет сократить расход до 15%;
- Правильно настраивайте работу карбюратора на всех режимах — это помогает предотвратить чрезмерное потребление топлива на 20% и более;
- Вовремя меняйте воздушный фильтр — это выльется в 10%-ную экономию топлива;
- Правильно регулируйте холостой ход — это поможет предотвратить расход топлива до 20%;
- Правильно выставляйте угол зажигания (отклонение угла на один градус приводит к перерасходу на 1% и более);
- В двигателях с контактным зажиганием следите за состоянием контактов распределителя — их износ и нарушение зазоров может повышать расход на 10% и более;
- Обеспечьте нормальный температурный режим работы двигателя в холодное время года — снижение температуры охлаждающей жидкости в системе может повысить расход топлива на 10%.
А в старых и побитых временем автомобилях могут возникать и проблемы иного рода — банальные утечки топлива через поврежденные коррозией топливопроводы и соединения, а также через поврежденные элементы топливной системы. Такие неисправности могут привести к перерасходу топлива в разы, а устраняются они установкой новых деталей.
Старайтесь двигаться по дорогам с хорошим покрытием
Конечно, этот совет далеко не всегда применим в российских условиях, особенно в небольших городах и сельской местности. Но в крупных населенных пунктах обычно есть возможность выбора маршрута движения, и наверняка на одном из них отыщется более или менее ровная дорога.
Используйте качественное топливо и рекомендованные технические жидкости
Здесь все просто — если автомобиль должен заправляться 92-м бензином, то не стоит заправлять его 80-м. Применение топлива с меньшим октановым числом может повышать расход на 20% и более, так что экономия от покупки более дешевого топлива лишь кажущаяся — в реальности она выльется в дополнительные затраты. С дизельным топливом дела обстоят проще, однако здесь особое внимание следует обращать на его качество и соответствие сезону.
Также необходимо применять рекомендованное производителем и соответствующее пробегу/техническому состоянию двигателя моторное масло, трансмиссионное масло, антифризы и другие жидкости. Особенно внимание следует уделять вязкости моторного масла, так как слишком вязкое масло может приводить к повышению расхода топлива, а слишком жидкое — к поломке силового агрегата на высоких нагрузках.
Это основные советы, которые помогут вам сократить потребление топлива и оптимизировать свой бюджет. Их соблюдение требует приложения минимальных усилий, а эффект вы ощутите уже очень скоро.