0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

10 Ноября 2016
Как снизить затраты на топливо

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.


Что влияет на расход топлива?

Любой двигатель внутреннего сгорания — бензиновый, дизельный или газовый — преобразует энергию сгорания топлива в крутящий момент, который передается на ведущие колеса. И эта энергия тратится, главным образом, на преодоление сил трения — трения колес о дорожное покрытие, трение кузова о воздух, трение между деталями трансмиссии, между деталями самого двигателя, и т.д. И именно трение во всех его проявлениях вносит наибольший вклад в расход топлива. Например, груженый автомобиль с большей силой давит на дорожное покрытие, поэтому силы трения повышаются, и для движения требуется больше топлива. Автомобиль с «плохой» аэродинамикой — с открытыми окнами, с грузом или багажом на крыше — тоже большое расходует топливо. Наконец, на расход влияет состояние трансмиссии, степень накачки колес и состояние шин, и т.д.

Однако любой ДВС — это вовсе не идеальная тепловая машина, преобразующая 100% топлива в энергию, в нем всегда есть потери, зависящие от множества факторов. Например, в камерах сгорания непрогретого двигателя (особенно при отрицательных температурах) топливо конденсируется из горючей смеси и оседает на холодных стенах — это приводит к значительному росту расхода топлива. Серьезное влияние на потребление топлива оказывают настройки карбюратора (как на холостом ходу, так и на различных режимах) и программы электронного блока инжекторных двигателей. Причем наибольший расход наблюдается на переходных режимах, когда требуется изменить частоту вращения коленчатого вала.

При соблюдении рекомендаций расход топлива снизится до 40% и более

Нужно помнить, что двигатель и весь автомобиль — это сложное устройство, характеристики которого зависят от его технического состояния. Так, расход топлива повышается при износе пар трения цилиндр-кольца (вследствие понижения компрессии и изменения условий сгорания топливно-воздушной смеси), при неправильно выставленном угле зажигания, при неисправных свечах зажигания, загрязнения фильтров (топливного, воздушного), засорении системы охлаждения двигателя, и т.д.

Наконец, характеристики потребления топлива зависят от режимов движения автомобиля, хотя это не самостоятельная причина, а комбинация всех предыдущих. Например, равномерное движение без резких разгонов и торможений приводит к снижению расхода топлива, так как исключаются переходные режимы работы двигателя. А движение на низких передачах, напротив, повышает расход, так как двигатель на всех передачах развивает примерно одинаковые обороты, но на низших передачах автомобиль проходит меньшее расстояние, чем на высших.

Все это в итоге может приводить к двукратному и даже большему расходу топлива, а зная причины, мы можем легко найти эффективные рецепты экономии.


Правильно запускайте и прогревайте двигатель — экономия до 50% в момент пуска

При запуске двигателя расход топлива значительно повышается, и этот параметр приходит в норму лишь при прогреве мотора до рабочей температуры. Сэкономить топливо можно следующими способами:

  • Использовать предпусковой подогреватель — уже через год-два (в зависимости от модели и типа подогревателя) эта покупка окупится, а расход топлива при запуске сократится на 50% и более;
  • Не прогревайте силовой агрегат долго на холостых оборотах — достаточно с минуту прогреть мотор на месте, а затем двигаться на скорости не более 50-60 км/ч. Это снижает расход примерно на 3%.

Также на расход топлива при запуске влияет техническое состояние двигателя, однако об этом рассказано ниже.


Выбирайте оптимальные режимы движения — экономия до 40%

Расход топлива зависит от режима движения автомобиля

«Оптимальный режим движения» — это совокупность приемов, которые помогают сокращать потребление топлива в зависимости от ситуации. Есть несколько общих рекомендаций:

  • По возможности избегайте частых разгонов и торможений;
  • Двигайтесь на низших передачах как можно меньше времени — разгон должен быть резким, это помогает снижать расход на 30%;
  • Тормозите плавно, без рывков;
  • На склонах (но только сухих и не обледенелых!) старайтесь двигаться «накатом», но без выключения скорости — это помогает экономить до 20% топлива. Включение нейтральной передачи на спуске практически не изменяет экономические параметры двигателя;
  • На ровных и прямых участках дороги двигайтесь на скорости 70-80 км/ч (для некоторых автомобилей — 60-100 км/ч), именно такой скоростной режим помогает экономить до 40% топлива.

Соблюдение данных рекомендаций помогает снижать потребление топлива в городском режиме практически на 50%, и на 20% при движении за городом. Поэтому совершенствование и оттачивание техники вождения — это самый простой и эффективный способ реже заезжать на АЗС.


Оптимизируйте массу автомобиля — экономия до 10%

Любая загрузка автомобиля повышает расход топлива, поэтому самый простой совет — выбросить из багажника и салона то, что вам совершенно не нужно в дороге. Каждый лишний килограмм на среднестатистическом легковом автомобиле повышает расход на 10-11 мл/100 км. Кажется, что это немного, но при годовом пробеге в 15 тысяч км каждый килограмм «съедает» как минимум полтора литра топлива.


Улучшайте аэродинамические качества автомобиля — экономия от 3 до 7%

Экономить топливо помагает обтекаемый багажник на крышу

Снизить трение автомобиля о воздух можно несколькими способами:

  • Старайтесь не ездить постоянно с открытыми окнами — турбулентные возмущения, возникающие при обтекании воздухом открытых окон, повышают расход топлива до 7%;
  • По возможности используйте «воздушные карманы», образуемые за крупногабаритными транспортными средствами — фургонами, автобусами и т.д. Данный способ требует особого внимания и рекомендуется только опытным водителям!
  • Если вы часто возите грузы на крыше — используйте багажный отсек на крышу обтекаемой формы.

Значительное влияние на аэродинамические качества автомобиля оказывает всевозможный обвес, что следует учитывать при любительском тюнинге.


Следите за давлением в шинах — экономия до 10%

Следите за давлением в шинах. Снижение давления приводит к росту расхода топлива

Строго следите за тем, чтобы давление в шинах соответствовало рекомендациям производителя автомобиля для тех или иных условий эксплуатации. При оптимальном давлении шины имеют небольшое пятно контакта с дорожным покрытием, что снижает трение, и в то же время предотвращает интенсивный износ. Даже незначительное снижение давления приводит к резкому увеличению площади пятна контакта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, снижение давления всего на 0,4 атмосферы может привести к перерасходу топлива на 10%!


Следите за техническим состоянием всех систем автомобиля — экономия до 25%

Пожалуй, это самый обширный совет, который включает в себя множество пунктов, что и неудивительно — на расход топлива влияет состояние двигателя и его отдельных систем, трансмиссии, ходовой части и т.д. Больше всего сэкономить (а точнее — предотвратить лишний расход) помогают следующие рекомендации:

  • Не дожидайтесь чрезмерного износа поршневых колец и цилиндров — это может привести к росту расхода на 25%;
  • Не допускайте чрезмерной затяжки ступичных подшипников — перетянутые подшипники повышают расход на 15%;
  • В бензиновых двигателях следите за работой свечей — «троящий» мотор повышает расход топлива на 25% и более;
  • Также следите за состоянием свечей — изменение зазора между электродами может повысить расход топлива на 10% и более;
  • Используйте только рекомендованные антифризы и регулярно промывайте систему охлаждения — это поможет сократить расход до 15%;
  • Правильно настраивайте работу карбюратора на всех режимах — это помогает предотвратить чрезмерное потребление топлива на 20% и более;
  • Вовремя меняйте воздушный фильтр — это выльется в 10%-ную экономию топлива;
  • Правильно регулируйте холостой ход — это поможет предотвратить расход топлива до 20%;
  • Правильно выставляйте угол зажигания (отклонение угла на один градус приводит к перерасходу на 1% и более);
  • В двигателях с контактным зажиганием следите за состоянием контактов распределителя — их износ и нарушение зазоров может повышать расход на 10% и более;
  • Обеспечьте нормальный температурный режим работы двигателя в холодное время года — снижение температуры охлаждающей жидкости в системе может повысить расход топлива на 10%.

А в старых и побитых временем автомобилях могут возникать и проблемы иного рода — банальные утечки топлива через поврежденные коррозией топливопроводы и соединения, а также через поврежденные элементы топливной системы. Такие неисправности могут привести к перерасходу топлива в разы, а устраняются они установкой новых деталей.


Старайтесь двигаться по дорогам с хорошим покрытием

Конечно, этот совет далеко не всегда применим в российских условиях, особенно в небольших городах и сельской местности. Но в крупных населенных пунктах обычно есть возможность выбора маршрута движения, и наверняка на одном из них отыщется более или менее ровная дорога.


Используйте качественное топливо и рекомендованные технические жидкости

Здесь все просто — если автомобиль должен заправляться 92-м бензином, то не стоит заправлять его 80-м. Применение топлива с меньшим октановым числом может повышать расход на 20% и более, так что экономия от покупки более дешевого топлива лишь кажущаяся — в реальности она выльется в дополнительные затраты. С дизельным топливом дела обстоят проще, однако здесь особое внимание следует обращать на его качество и соответствие сезону.

Также необходимо применять рекомендованное производителем и соответствующее пробегу/техническому состоянию двигателя моторное масло, трансмиссионное масло, антифризы и другие жидкости. Особенно внимание следует уделять вязкости моторного масла, так как слишком вязкое масло может приводить к повышению расхода топлива, а слишком жидкое — к поломке силового агрегата на высоких нагрузках.

Это основные советы, которые помогут вам сократить потребление топлива и оптимизировать свой бюджет. Их соблюдение требует приложения минимальных усилий, а эффект вы ощутите уже очень скоро.

Другие статьи
Замена жидкостей в авто, на что обратить внимание 30 Августа 2024 Замена жидкостей в авто, на что обратить внимание

Ни для кого не секрет, что автомобиль, оборудованный двигателем внутреннего сгорания, нуждается в периодическом техническом обслуживании, предусматривающем проверку состояния и замену расходных материалов, включая технические жидкости. К техническим жидкостям автомобиля относятся: моторное масло, трансмиссионное масло, охлаждающая жидкость, жидкость гидроусилителя рулевого управления и тормозная жидкость.

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.