
Зеркала заднего вида — удобное и очень простое средство «заглянуть» себе за спину, и увидеть, не поворачивая головы, что там происходит. Удобное — несомненно, но простое ли? Еще два-три десятилетия назад можно было бы ответить утвердительно, но сейчас все изменилось, и самые простые боковые зеркала заднего вида стали настолько сложными, что могут потягаться с другими узлами автомобиля.
Но зачем все эти сложности? Все ради одной цели — повышения безопасности вождения. Именно поэтому зеркала «обросли» множеством возможностей и функций:
- Увеличение обзора без увеличения размеров зеркала;
- Антибликовые (противоослепляющие) свойства;
- Дистанционная регулировка положения;
- Функции складывания (в том числе и автоматического);
- Обогрев;
- Контроль «мертвой» (или «слепой») зоны;
- Установка повторителей указателей поворота.
Нужно ли все это боковым зеркалам заднего вида? Может все это просто излишества? Давайте разбираться вместе.
Обзор зеркала
С зоной обзора зеркала все просто: чем больше зеркало — тем больше в него видно. Но вся проблема в том, что большое зеркало не установишь, а видеть хочется. Что делать?
Эта проблема достаточно просто решается широкоугольными кривыми зеркалами. Правда, не просто кривыми, а сферическими — слегка выгнутые зеркала увеличивают зону обзора, собирая свет с большего пространства, чем плоские (потому они и называются широкоугольными). Однако у таких зеркал есть недостаток — они искажают восприятие, создавая иллюзию увеличения расстояния до объектов. Борьба с этим эффектом заключается лишь в подборе такого искривления, при котором и обзор улучшается, и восприятие не нарушается.
В последние годы самое широкое распространение получили асферические зеркала переменной кривизны. Дальний от водителя край такого зеркала плавно загибается, еще больше увеличивая обзор. На асферических зеркалах линия перехода основной зоны в загиб отмечена вертикальной полосой — это служит напоминанием водителю, что дальний край показывает ситуацию на дороге, но восприятие этой ситуации несколько искажено.
Антибликовые свойства
Зеркало заднего вида отражает все, что попадает в его поле зрения, в том числе и яркий ослепляющий свет фар движущихся сзади автомобилей. Однако современные зеркала предлагают массу средств борьбы с этой неприятностью.
Самое простое из них — тонировка, или, если говорить точнее — спектральная защита. Тонировка меняет спектральный состав отраженного зеркалом света, обеспечивая поглощение яркого света фар. Тонированные зеркала приобретают легкий оттенок — обычно это голубой, зелено-голубой, синий, желтый или золотистый.
Интересно, что традиционные голубые и синие зеркала хорошо подавляют свет фар с обычными лампами накаливания, однако против современных ксеноновых ламп они практически бессильны. Также эти зеркала по-разному «работают» в светлое и темное время суток. Этих недостатков практически лишена золотистая тонировка.
В последние годы стали все чаще использоваться активные антибликовые системы, в которых используется свойство жидких кристаллов или особых электрохромных пленок изменять свою отражательную способность под действием электрического тока. Активные системы с помощью датчиков отслеживают уровень освещенности, и, если в зеркало ударяет свет фар, слой жидких кристаллов или электрохромная пленка становится полупрозрачной, интенсивность отраженного света падает, и водитель не ослепляется.
Нужно сказать, что жидкокристаллические зеркала постоянно потребляют электричество, в то время как зеркала с твердыми электрохромными пленками потребляют ток только в режиме изменения отражательной способности.
Регулировка положения
Настройка зеркал заднего вида — дело важное и тонкое, каждый водитель подстраивает зеркала «под себя», и иногда тратит на это немало времени. Поэтому конструкторы уделяют самое серьезное внимание системам регулировки положения зеркал. Сейчас существует четыре вида механизмов регулировки:
- Шарнир;
- Рычаг;
- Тросовый механизм;
- Электропривод.
Шарнирный механизм самый простой и на новых автомобилях не используется. Рычажный и тросовый механизмы находят самое широкое применение в недорогих автомобилях: управление такими зеркалами производится выведенными в салон рычагом или джойстиком, который тонкими тросами связан с зеркалом.
Но самый удобный и современный механизм регулировки — электрический. В каждое зеркало встроен электропривод, а на приборной панели установлен джойстик, с помощью которого можно настроить положение зеркал непосредственно с водительского места.
Сейчас многие производители предлагают зеркала с электроприводом для установки на отечественные автомобили, в первую очередь — автомобили ВАЗ начиная с модели 2108. Монтаж такого зеркала потребует некоторых доработок, но все они не слишком сложны.
Функция складывания

Вот это — весьма полезная функция, которая значительно снижает риск поломки зеркал при неудачной парковке. Сейчас «умеют» складываться все зеркала с электрическим приводом — они прижимаются к кузову при нажатии специальной кнопки.
Однако куда более интересна функция автоматического складывания, которую имеют зеркала дорогих автомобилей (выше C-класса). Автоскладывание зеркал происходит в двух случаях:
- При постановке сигнализации автомобиля на охрану;
- При механическом воздействии на зеркало.
В первом случае зеркала складываются, как только включается автосигнализация. А во втором складывание происходит при воздействии на зеркало с определенной силой. Такое зеркало сложится при ударе или если за него зацепится проезжающий мимо автомобиль и т.д. Это предохраняет зеркало от поломок, которые часто происходят в городской тесноте.
Обогрев
Обмерзшее зеркало — это настолько же неприятно, как и замерзшие окна, поэтому сейчас все чаще используются зеркала с обогревом. Для обогрева применяются тонкие электрические нагреватели, которые монтируются с обратной стороны зеркала. Оборудовать таким нагревателем можно практически любое зеркало, в том числе и зеркала отечественных автомобилей.
Контроль «мертвой» зоны
Даже самые современные и качественные боковые зеркала имеют «слепые» зоны, все происходящее в которых остается невидимым для водителя. С этим явлением призваны бороться специальные системы мониторинга «мертвых» зон, или, как их еще называют — системы помощи при перестроении.
Принцип действия таких систем достаточно прост: «слепые» зоны отслеживаются радарами или цифровыми видеокамерами, и в случае опасности (при появлении других автомобилей) водитель информируется об опасности. Чаще всего индикаторами опасности служат светодиоды, установленные с внутренней стороны боковых зеркал, некоторые системы дополнены и звуковой сигнализацией.
К сожалению, системы контроля «мертвой» зоны достаточно дороги, что препятствует их широкому распространению.
Установка повторителей указателей поворота

Боковые зеркала издавна служат для установки повторителей указателей поворота, но особой надобности в такой мере нет — это скорее вопрос красоты, который каждый водитель решает для себя сам. Хотя нужно отметить, что многие автомобили сходят с конвейера с боковыми зеркалами, оборудованными повторителями.
Если Вы хотите оборудовать свой автомобиль повторителями, то рынок предлагает множество решений, и установка дополнительных компонентов на боковые зеркала не вызывает больших трудностей.
Зеркала, автомобили и цены
Боковые зеркала — это уже давно не просто зеркала, и поэтому здесь очень заметны «классовые различия». Так, современные недорогие автомобили комплектуются простыми зеркалами (для которых обогрев и электропривод — верх мечтаний), а дорогие — зеркалами сложными и многофункциональными. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что, например, стоимость системы автоматического складывания зеркал может достигать 18-20 тысяч рублей!
Однако технологии развиваются, цены падают, а поэтому сейчас качественные боковые зеркала, оборудованные электроприводом и обогревом, доступны даже на отечественные автомобили. Особенно это оценили владельцы автомобилей ВАЗ моделей 2108 и выше, которые используют все возможности улучшить своих «железных коней».
Но даже самое дорогое и функциональное зеркало все равно остается зеркалом — простым и удобным средством увидеть, что происходит за спиной.