Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.
Назначение и функции солидолонагнетателей

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель) — смазочно-заправочного оборудование, используемое для подачи консистентной (вязкой) смазки в узлы и детали транспортных средств, машин и оборудования.
Ряд узлов и механизмов автотракторной, сельскохозяйственной и специальной техники, стационарного и передвижного оборудованиясмазывается консистентными (высоковязкими) смазками– солидолом, литолом и т.д. Такие узлы заполняются смазкой при сборке и при последующем регламентном обслуживании. Добавка пластичной смазки в узлы и агрегаты без их разборки производитсячерез пресс-масленки с помощью специальных приспособлений — нагнетателей смазки.
Нагнетатели смазки (солидолонагнетатели) выполняют две функции:
- Подача консистентной смазки в узлы и механизмы через пресс-масленки за счет создания высокого давления;
- Временное хранение смазки, ее защита от загрязнений и утечек.
Солидолонагнетатели незаменимы в автомастерских, на ремонтных и промышленных предприятиях, без них нельзя обойтись и при самостоятельном обслуживании автомобиля. Но чтобы сделать правильную покупку, необходимо разобраться в типах нагнетателей смазки, их конструкции, функционале и особенностях.
Классификация, конструкция и особенности солидолонагнетателей


Все нагнетатели высоковязких смазок имеют принципиально одинаковое устройство. Эти агрегаты содержат четыре основных узла:
- Плунжерный насос высокого давления;
- Привод насоса;
- Емкость для хранения смазочного материала с системой его подачи к насосу;
- Смазочная головка и трубопровод для подачи смазки к ней;
Пластичные смазки типа солидола, литола и других имеют высокую вязкость, поэтому не могут перекачиваться с помощью обычных насосов. Поэтому внагнетателях вязкой смазки используются плунжерные насосы, обеспечивающие подачу материала небольшими порциями. Такой насос в общем случае состоит из корпуса, внутри которого расположен плунжер, связанный с приводом. На боковой стенке насоса выполнено подающее отверстие или клапан, а под плунжером располагается обратный клапан (шариковый), открывающийся при определенном давлении, и не допускающий возвращения смазки из агрегата в насос.
Работает плунжерный насос просто. При движении плунжера от обратного клапана, в цилиндре создается разрежение воздуха, за счет которого (а также и за счет отдельного механизма, подающего смазку из емкости в насос) цилиндр заполняется смазкой. При обратном движении плунжер перекрывает подающее отверстие или клапан, вследствие чего в цилиндре резко повышается давление (до 200-500 атмосфер), тут же открывается обратный клапан, и смазка под действием продолжающего двигаться плунжера поступает в пресс-масленку, открывает клапан в ней и заполняет полость смазываемого узла. Так при возвратно-поступательном движении плунжера обеспечивается порционная подача смазки.
Конструкции насосов высокого давления конкретных типов нагнетателей смазки могут отличаться, но все они имеют описанный принцип работы. А отличия приспособлений заключаются в исполнении, в типе используемого привода плунжерного насоса, типе и объеме емкости для смазки, и в некоторых конструктивных особенностях.
Солидолонагнетатели могут иметь следующее исполнение:
- Ручные;
- Передвижные;
- Стационарные.
К ручным относятся малогабаритные приспособления, которые можно удерживать в руках. Передвижные нагнетатели–приспособления с емкостью 8-20 литров (или вовсе без емкости), которые можно переносить или перемещать с помощью тележки. К стационарному оборудованию относятся смазочные станции с системой подачи консистентной смазки к постам, удаленным на некоторое расстояние. В дальнейшем речь пойдет только о ручных, переносных и передвижных солидолонагнетателях.
Сегодня существует несколько основных типов ручных, переносных и передвижных нагнетателей смазки:
- Шприц рычажный (ручной);
- Шприц с пневматическим приводом;
- Шприц с электрическим приводом (аккумуляторный и сетевой);
- Переносные и передвижные нагнетатели с ручным и ножным приводом;
- Передвижные нагнетатели с электрическим приводом (электромеханические);
- Передвижные нагнетатели с пневматическим приводом;
- Бочковые нагнетатели с пневматическим приводом.
Приспособление каждого типа имеет свои конструктивные особенности.
Ручной рычажный нагнетатель смазки

Нагнетатель такого типа выполнен в виде полого цилиндра, в одном торце которого располагается плунжерный насос с рычажным приводом, а с другого торца устанавливается поршень со штоком, соединенным с рукояткой. От клапана насоса отводится трубка со смазочной головкой, это придает всему приспособлению характерную форму шприца. Плунжер насоса приводится в движение рычагом, подача смазки к насосу выполняется поршнем. Перед работой поршень вынимается, корпус заполняется солидолом (объемом 250-500 мл или чуть более) и поршень возвращается на место. Далее смазочная головка присоединяется к пресс-масленке, рукояткой поршня смазка продвигается к насосу, и раскачиванием рычага смазка плунжерным насосом порциями подается через масленку в агрегат.
Переносные и передвижные нагнетатели с ручным и ножным приводом

Приспособления данной группы имеют два исполнения:
- Вертикальные нагнетатели с собственной емкостью объемом несколько литров;
- Вертикальные нагнетатели под стандартную емкость объемом 12-20 литров.
В первом случае солидолонагнетатель выполнен в виде металлической емкости, в верхней части которой располагается крышка с рычагом и спускающейся до дна вертикальной трубой, с установленным на конце плунжерным насосом. При ножном исполнении насос приводится в действие педалью, расположенной у основания емкости. Для подачи смазки к пресс-масленки обычно используются смазочные головки в виде пистолета на шланге.
Во втором случае нагнетатель не имеет своей емкости, а выполнен в виде крышки с вертикальной трубой, на которой дополнительно может располагаться мембрана (поршень с резиновой юбкой) для выравнивания уровня смазки в емкости. Приспособление этого типа устанавливается в стандартную заводскую емкость, в которой поставляется консистентная смазка. Для удобства нагнетатель может комплектоваться двухколесной тележкой с рукояткой, на которую устанавливается емкость со смазкой.
Ручные и передвижные нагнетатели с электрическим приводом

Ручные приспособления этой группы имеют конструкцию, аналогичную рычажным нагнетателям, однако в них рычаг заменен электрическим двигателем с редуктором. Питание электродвигателя может быть аккумуляторным 12/24 В или сетевым 220 В.
Передвижные солидолонагнетатели с электрическим приводом устроены сложнее, так как они, обычно, имеют высокую вместимость и производительность, и предназначены для подачи наиболее вязких смазочных материалов. Такие нагнетатели имеют бункер под смазку, в нижней части которого располагается шнек и рыхлитель, обеспечивающие подачу смазки к плунжерному насосу. Привод насоса и шнека осуществляется электрическим двигателем. К насосу подключен шланг со смазочным пистолетом, через который смазка подается к пресс-масленке.
Ручные, передвижные и бочковые пневматические нагнетатели смазки
Все солидолонагнетатели данной группы оснащаются пневмодвигателями, питаемыми сжатым воздухом от компрессора. В ручных нагнетателях используются компактные пневмодвигатели, монтируемые в корпус пистолетного типа. Передвижные приспособления похожи по конструкции на аналогичные нагнетатели с ручным приводом, но в них взамен рукоятки устанавливается пневмодвигатель.
Бочковые нагнетатели являются упрощенной версией передвижных, их конструкция предельно проста: основу составляет пневмодвигатель, в нижней части которого располагается труба с плунжерным насосом на конце. Бочковый нагнетатель устанавливается в горловину стандартной заводской емкости, обеспечивая непосредственную подачу смазки из нее на пресс-масленки.
Как подобрать и использовать нагнетатель смазки
При выборе солидолонагнетателя необходимо, в первую очередь, учитывать объем работ и условия эксплуатации этих приспособлений. Для частного применения лучше подходят небольшие нагнетатели-шприцы с ручным приводом — они дешевы, просты в работе и надежны. Для работы с несколькими автомобилями или стационарным оборудованием предназначены переносные приспособления с ручным или ножным приводом и емкостью в несколько литров. А для регулярного обслуживания целого парка транспортных средств или оборудования лучше отдать предпочтение электрическим или пневматическим передвижным нагнетателям. Причем наиболее удобными могут оказаться приспособления под стандартные емкости объемом 12–20 литров.
Эксплуатировать нагнетатели смазки необходимо в соответствии с идущими в комплекте с ними инструкциями и общетехническими рекомендациями. При грамотном подборе и применении солидолонагнетатель станет надежным помощником в техническом обслуживании любой техники.