
Автомобиль невозможно представить без рулевого колеса, и сейчас трудно поверить в то, что первые автомобили начисто были лишены этой детали! Да, первые автомобили управлялись рукояткой, а руль впервые появился в 1894 году — практически через десятилетие после выезда на дорогу революционных изделий Бенца и Даймлера. Это устройство оказалось таким удобным, что уже к 1910 году рулевое колесо полностью вытеснило не очень удобную рукоятку.
Рулевое колесо современного автомобиля — это, без преувеличения, чудо инженерной техники. Оно сочетает в себе и элемент управления, и средство безопасности (в большинство рулей сейчас вмонтирована подушка безопасности), и даже небольшую приборную панель, на которой расположены органы управления различными системами авто.
Однако многие автовладельцы производят разнообразные улучшения штатного рулевого колеса, а то и вовсе меняют его на новое. Зачем? Все дело в том, что «родные» рули большинства серийных автомобилей не очень удобны. В частности, они изготовлены из пластика, который скользит в руках, обладают не очень удобной для экстремального вождения формой и далеко не всегда имеют привлекательный внешний вид.
Единственное, с чем хорошо справляются штатные рулевые колеса — обеспечение безопасности водителя. Хотя это совершенно не относится к изделиям отечественного автопрома, в которых именно руль и рулевая колонка зачастую становятся причиной серьезных травм при ДТП.
Какие решения этой проблемы предлагает рынок? Их два:
- Установка нового рулевого колеса;
- Приобретение оплетки на штатный руль.
Оба решения имеют свои достоинства и недостатки, и о них нужно сказать особо.
Оплетка на штатный руль

Оплетка — это новая «кожа» рулевого колеса. Она удобнее и красивее штатного руля. Если происхождение красоты понятно (оплетка может иметь любой цвет, практически любую фактуру, узоры, украшения и т.д.), то с удобством все сложнее — как оплетка может улучшить руль?
На самом деле все просто. Главная проблема штатного рулевого колеса (помимо его внешнего вида) — некомфортная и неудобная для управления поверхность. Холодный пластик не особо способствует острому чувству дороги, а иногда руки просто соскальзывают с него, что чревато неприятностями. Оплетка как раз и решает эту проблему.
Большинство оплеток выполнено из кожи, искусственной замши (алькантары) и других материалов, которые создают приятные тактильные ощущения и позволяют хорошо взяться за руль — этому способствует высокий коэффициент трения оплетки.
Однако оплетка вовсе не решает проблему экстремального и просто удобного вождения. Почему? Потому что она надевается на штатный руль, так что здесь поможет только полная замена руля.
Замена штатного руля: «настоящий» спортивный руль или стильный аксессуар?

Так сложилось, что заменить рулевое колесо хотят водители, придерживающиеся агрессивного, спортивного типа вождения, а такое вождение со штатным рулем невозможно. Основная причина — большой диаметр «родного» рулевого колеса. На большинстве автомобилей устанавливаются рули диаметром 37 и 38 см, в то время как диаметры спортивных рулей лежат в пределах 33-35 см. Разница чувствительна.
Меньший диаметр позволяет быстрее перехватывать руль на поворотах и крутых виражах и быстрее реагировать на изменение дорожной обстановки. А обшивка нескользящими материалами (кожей или алькантарой) позволяет уверенно держать рулевое колесо в руках. Спортивный руль как бы обостряет «чувство дороги» и дает возможность точнее рулить на больших скоростях. К тому же, уменьшенный руль увеличивает пространство вокруг водителя, он не закрывает приборы и органы управления, что тоже способствует лучшему вождению.
Однако на практике не все выбирают маленький спортивный руль, а причина банальна: управление автомобилем со спортивным рулевым колесом физически тяжелее. Ведь руль — это рычаг, а чем меньше плечо рычага, тем больше усилий к нему нужно прилагать для выполнения работы. Поэтому для автомобилей без гидроусилителя не рекомендуется устанавливать рулевое колесо диаметром менее 35 см.
И еще одна деталь: спортивный руль давно перестал быть просто спортивным рулем. Теперь это — стильный и привлекающий внимание элемент интерьера салона. И именно эту сторону спортивных рулевых колес используют многие автовладельцы: агрессивный, стильный и красивый руль будто меняет облик автомобиля и его хозяина, и меняет в лучшую сторону. Хотя здесь, конечно, нужно знать меру и подбирать руль, который подходит к автомобилю, а не уродует его.
Так что современный спортивный руль далеко не всегда превращает серийный автомобиль в болид, но всегда (при правильном подборе, естественно) улучшает его внешний вид.
Аксессуары для руля

Рулевое колесо — слишком важный и ответственный элемент автомобиля, а поэтому для него создано не так уж и много аксессуаров. Об одном из них — оплетке — мы уже сказали. А есть и не менее популярный аксессуар, который используют очень многие водители автомобилей, особенно — больших пассажирских и грузопассажирских. Это — ручка на руль или, как она зовется в народе, «лентяйка».
Это ручка, которая с помощью простого крепления устанавливается на рулевое колесо и позволяет управлять автомобилем с помощью одной руки (отсюда и название «лентяйка»). Ручка на руль очень удобна, при этом обладает низкой ценой и привлекательным внешним видом, потому и получила столь широкое распространение.
Сертификация рулевого колеса
Новое рулевое колесо — это хорошо для автовладельца, но не всегда эта замена одобряется ГИБДД. В частности, автомобиль с «не родным» рулем может не пройти ежегодный технический осмотр, а сотрудник ГИБДД может запретить эксплуатацию авто (проще говоря — отправить на штрафную стоянку).
Однако такое возможно только в том случае, если руль не сертифицирован и не имеет подтверждающих это документов. Поэтому покупать рулевое колесо неизвестного происхождения — не только опасно, но и чревато проблемами с полицией.
Отличное решение — покупка рулевых колес и аксессуаров в магазине AvtoALL. Здесь представлена продукция высокого качества, которая украсит Ваш автомобиль, сделает его более удобным и комфортным.