
Незначительные дефекты кузова автомобиля можно без труда скрыть слоем шпатлевки и лакокрасочного покрытия, чем активно пользуются недобросовестные продавцы подержанных авто. Но есть простой прибор для обнаружения таких дефектов — индикатор скрытых дефектов кузова, о котором рассказано в этой статье.
Что такое индикатор дефектов кузова и чем он отличается от толщиномера
Как показывает практика, большинство автомобилей возрастом от трех лет имеют незначительные дефекты кузова, возникшие при слабых столкновениях, наездах на препятствия, «притирках» к другим автомобилям и т.д. Более старые автомобили также имеют и дефекты, возникшие в результате воздействия коррозии. Все эти дефекты снижают стоимость автомобиля на вторичном рынке, поэтому продавцы стремятся их скрыть или замаскировать. А сделать это несложно — в большинстве случаев уменьшение толщины металла вследствие коррозии или повреждений без труда маскируется увеличением толщины шпатлевки и лакокрасочного покрытия.
Рядовой покупатель подержанного автомобиля выявить такие скрытые дефекты кузова практически неспособен. Поэтому для уверенного обнаружения дефектов следует использовать специальные приборы. Однако профессиональные толщиномеры имеют высокую стоимость, поэтому для разового применения подходят не лучшим образом. Гораздо удобнее воспользоваться упрощенным инструментом — магнитным индикатором дефектов кузова.
Индикатор дефектов кузова автомобиля — простейший прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия (ЛКП) и выявления скрытых дефектов кузова транспортных средств. С помощью индикатора можно определить примерную толщину ЛКП, и сделать выводы о состоянии кузова, ранее выполненных ремонтных работах и т.д.
Следует отметить, что индикатор — это не то же самое, что толщиномер. Дело в том, что толщиномер — это измерительный прибор, который позволяет выполнять измерения толщины ЛКП до микронов, причем многие типы толщиномеров могут работать как по магнитным, так и по немагнитным материалам. Индикатор же является простейшим прибором, который показывает лишь примерную толщину слоя краски и шпатлевки. Поэтому для профессионального использования индикаторы неприменимы — они предназначены только для неспециалистов.
Индикатор очень прост по конструкции и несложен в применении, и он может стать верным помощником при покупке подержанного автомобиля.
Конструкции магнитного индикатора дефектов кузова
Наибольшее распространение сегодня получили магнитные индикаторы, которые имеют очень простое устройство и не требуют для работы источника питания. В данных индикаторах используется свойства постоянных магнитов притягиваться к магнитным материалам, из которых изготовлены детали кузова автомобиля — железу и стали. Как известно, магнит тем сильнее притягивается к металлическому изделию, чем меньше между ними расстояние (здесь действует закон обратных квадратов), поэтому измеряя силу притяжения, можно измерить и расстояние между магнитом и деталью. Именно этот принцип и лежит в основе работы индикатора.

В качестве датчика такого индикатора выступает простой постоянный магнит, помещенный в немагнитный (пластиковый) корпус. Магнит несложной системой из пружины и рычагов соединен со стрелкой, поэтому отклонения магнита от своего равновесного положения приводят и к отклонению стрелки. Для удобства отслеживания показаний за стрелкой располагается шкала, отградуированная в долях миллиметра, а также разделенная на две зоны: красную (толщина слоя ЛКП слишком большая) и зеленую (толщина слоя ЛКП лежит в пределах нормы). Обычно шкала отградуирована от 0 до 3 мм, граница между зеленой и красной зонами шкалы располагается у значения 0,6-0,7 мм.
Магнит-датчик и индикатор (стрелка со шкалой) помещены в компактный пластиковый корпус, который защищает прибор от внешних воздействий и делает его использование более удобным.
Работает индикатор следующим образом. При поднесении датчика к измеряемой поверхности, магнит с той или иной силой притягивается к металлическому слою, скрытому под ЛКП. Чем больше толщина шпатлевки и краски, тем с меньшей силой притягивается магнит, и тем слабее отклоняется стрелка. По показаниям стрелки прибора и делают выводы о наличии или отсутствии скрытых дефектов кузова.
Порядок применения индикатора дефектов кузова
Пользоваться индикатором крайне просто:
- Плотно прислонить к исследуемой кузовной детали торец индикатора, в котором расположен магнит. Обычно этот торец указан стрелкой (или несколькими стрелками) с надписью «Датчик»;
- Определить толщину ЛКП по отклонению стрелки;
- Провести измерения в нескольких местах.
При отсутствии под краской скрытых дефектов стрелка будет располагаться в зеленой зоне шкалы, что соответствует толщине ЛКП менее 1 мм. Если индикатор показывает толщину ЛКП более 1 мм, то это повод задуматься о наличии дефектов кузова, скрытых под слоем шпатлевки и краски.
Как показывает практика, наиболее часто скрытые дефекты обнаруживаются на крыльях (особенно задних), арках колес, в боковых стойках и рамке лобового стекла, на кромке капота. Но проверку следует проводить по всей поверхности кузова, прикладывая индикатор к каждой кузовной детали (крылья, двери, капот, крышу, крышку багажника) в нескольких местах с шагом 10-20 см. Так вероятность обнаружить дефект значительно повышается.
При грамотном использовании индикатора скрытых дефектов кузова покупка подержанного автомобиля перестанет быть «лотереей», ведь покупатель в этом случае будет опираться не на «честное слово» продавца, а на беспристрастные показания прибора. Как говорится, доверяй, но проверяй.