Рихтовка кузова автомобиля требует применения специального набора инструментов, в котором обязательно присутствует монтировка. О том, что такое рихтовочная монтировка, каких типов она бывает и как используется, а также о подборе и некоторых аспектах применения данного инструмента — читайте в статье.
Что такое рихтовочная монтировка?
Монтировка рихтовочная (лопатка правочная, крючок правочный) — ручной формующий инструмент рычажного типа, предназначенный для выполнения рихтовки (правки) кузовных деталей и в различных жестяницких работах.
Кузовные детали автомобилей изготавливаются из листовой стали малой толщины — не более 0,6-0,8 мм (некоторые детали имеют толщину до 2 мм), что в сочетании с большой площадью обуславливает их малую жесткость. Даже незначительное механическое воздействие может привести к деформации кузовных деталей, а при легких ДТП или наездах на препятствия эти элементы получают существенные повреждения. Автомобиль с мятым кузовом некрасив и теряет часть своих качеств (например, деформированные детали кузова при аварии хуже демпфируют удар и в целом снижают безопасность), поэтому требует ремонта. Восстановление геометрии кузовных деталей достигается рихтовкой, при которой среди прочего применяется и специальный инструмент — рихтовочные монтировки.
Монтировки, или правочные лопатки, позволяют выполнять широкий круг работ:
- Применение в качестве рычага для правки деталей;
- Правка листовых деталей в труднодоступных местах — в дверях, оперении и других;
- Применение в качестве поддержек при рихтовке кузовных деталей, в которых ограничен доступ к обратной стороне.
Рихтовочные монтировки (лопатки) являются одним из основных типов формующего инструмента, применяемого для правки кузовных деталей автомобилей, а также в различных жестяницких работах. Без данного инструмента не обходится ни одна современная автомастерская, но прежде, чем покупать лопатки, следует разобраться в их существующих типах и особенностях.
Типы, конструкция и характеристики рихтовочных монтировок
Все используемые в настоящее время монтировки можно разделить на две группы по конструкции и возможностям:


- Односторонние — рабочая часть имеется только на одном конце инструмента;
- Двухсторонние — рабочие части сформированы с обоих концах инструмента.
Инструмент обоих типов имеет принципиально одинаковую конструкцию, отличаясь только устройством и типом рабочих частей. Монтировка изготавливается из стального прута различного профиля (круглого, овального, плоскоовального, двутаврового, шестигранного), на концах которого ковкой или штамповкой формируются рабочие части, либо крепятся рукоятки. Для защиты инструмента от негативных воздействий окружающей среды используются различные покрытия — хромирование, оксидирование (оба — как химические, так и гальванические), полимерные пленки и т.д.
Односторонние рихтовочные монтировки имеют только одну рабочую часть, а на противоположном конце формируется рукоятка для удобного хвата рукой. На современных инструментах рукоятка обычно изготавливается из резины или пластика с покрытием из нескользящего материала. Такая рукоятка демпфирует удары и делает работу более комфортной.
Двухсторонние монтировки имеют рабочие части с обоих концов, причем они могут отличаться размерами, профилем или типом выполняемых работ. Никаких рукояток или накладок в таком инструменте не предусмотрено, так как любые пластиковые или резиновые элементы на средней части инструмента быстро приходят в негодность из-за контакта с металлическими кузовными деталями при выполнении работ.
Рихтовочные монтировки могут иметь рабочую часть трех типов:
- Лопатка (ложка);
- Крюк (крючок);
- Пробойник.
Наиболее часто для правки кузовных деталей используются лопатки — уплощенные и заостренные части, которые могут быть плоскими или иметь небольшую кривизну (в виде желоба большой кривизны). Ось лопаток обычно отклонена от оси основной части монтировки на угол 30 — 90 градусов, также лопатки могут выполняться в виде крюка с небольшим изгибом. Сами лопатки бывают различной длины, ширины и толщины, кромки лопаток могут быть затупленными и заостренными, что определяет сферы их применения.
Крючки во многом похожи на лопатки, однако они обычно имеют больший угол изгиба и зачастую закруглены, также крюки имеют меньшую толщину и ширину.
Пробойники (пики) — заостренные части круглого профиля, предназначенные для пробоя отверстий, выполнения ударных операций и т.д. Пробойники могут быть заостренными и притупленными.
На двухсторонних монтировках формируются рабочие части в различных комбинациях:
- Две лопатки различной формы и длины с неодинаковыми углами отгиба;
- Лопатка и крючок;
- Лопатка либо крючок с одной стороны и пробойник с другой стороны.
Наиболее широкое применение находят рихтовочные монтировки с двумя лопатками, а также с лопатками и крючками. Значительно реже применяются монтировки с лопаткой и пробойником, зачастую такой инструмент называются «американским», причем в нем вместо лопатки могут использоваться разного рода жесткие рихтовочные оправки.
Монтировки выпускаются длиной от 280 до 1000 мм, что позволяет подбирать инструмент для выполнения различных операций с любыми кузовными деталями. Короткие инструменты часто называются ложками для рихтовки, они применяются в качестве поддержек для правки деталей с помощью молотков, а также и в качестве коротких рычагов. Инструмент большой длины используется в качестве монтировок и рычагов для правки кузовных деталей в труднодоступных местах и для работы с элементами большой площади.
Как правильно подобрать и использовать рихтовочную монтировку
Выбор рихтовочных монтировок следует делать, исходя из характера и особенностей выполняемых работ. Как правило, прямые лопатки с различными углами наклона используются для правки деформаций панелей дверей и крыльев, а лопатки с большим изгибом — для работы в труднодоступных местах. Для правки деформаций в узких углублениях, работе по полукруглым деталям и различным декоративным элементам используются полукруглые лопатки. Крюки применяются в тех ситуациях, когда необходимо приложить большое усилие, а также для правки деталей со свободным доступом к тыльной стороне.
Для выполнения основных рихтовочных работ достаточно иметь три-четыре монтировки с различными типами рабочих частей — прямыми и гнутыми лопатками, и крюком. Такой инструмент при должном качестве может использоваться и в качестве рычагов, и в качестве ручных поддержек для рихтовки различными молотками. Для расширения операций можно использовать увеличенный набор, в котором присутствует до десяти и более монтировок различной длины, а также инструмент с пробойниками и другими специальными рабочими частями.
В профессиональной практике удобны односторонние монтировки с рукоятками — они обеспечивают удобный хват и защищают руки от травм. Такой инструмент имеет более высокую стоимость, однако он окупается высоким качеством и безопасностью работ.
Применение рихтовочных монтировок должно соответствовать общетехническим рекомендациями и инструкциям по выполнению работ по правке кузовных деталей. Для правки тонколистовых элементов и деталей большой площади необходимо использовать лопатки большой ширины. Для правки элементов из более толстой стали лучше использовать массивные лопатки, которые будут служить прочной опорой при рихтовке молотками. Не допускается наносить сильные удары лопатками и прилагать чрезмерные нагрузки при использовании монтировок в качестве рычагов. А самое главное, следует правильно подбирать инструмент под выполняемые операции — это гарантирует достижение необходимого результата без повреждения кузовных деталей и без травм.