
Иногда автовладельцы сталкиваются с ремонтом пластиковых деталей: бамперов, порогов и т.д. Эти работы почти всегда требуют окраски ремонтируемых деталей. Для нанесения лакокрасочного покрытия пластик необходимо подготовить с помощью грунта — об этом средстве, его типах и применении рассказано в статье.
Назначение грунта для пластика
Несколько десятилетий назад пластмассы находили в автомобилях ограниченное применение — в отделке салона, для изготовления деталей электрической системы и некоторых запчастей. Сегодня же пластики используются гораздо шире, в том числе для изготовления элементов безопасности (бамперов) и отделки (порогов, молдингов, спойлеров, деталей отделки стоек, крыльев и т.д.). И если раньше чаще использовались пластиковые детали, прокрашенные в массе, то сегодня используется поверхностное окрашивание с помощью специальных лакокрасочных материалов.
Пластмассы удобны в применении и обладают отличными прочностными характеристиками, однако практически все пластики плохо поддаются окрашиванию, обычные красители обладают недостаточной адгезией, в результате чего лакокрасочное покрытие может быть недостаточно надежным и недолговечным. Поэтому пластиковые детали перед окраской обязательно подвергаются подготовке — обрабатываются специальным грунтом.
Грунт для пластика — промежуточный слой лакокрасочного покрытия, который решает несколько задач:
- Обеспечение нормальной адгезии между пластиковой поверхностью и основным слоем краски;
- Сглаживание поверхности пластиковой детали, устранение царапин и мелких дефектов;
- Защита пластика от негативных воздействий краски.
В целом, грунт для пластика выполняет те же функции, что и любой другой грунт (для металла, дерева и т.д.), однако имеет свои особенности.
Состав и особенности грунтов для пластика
Грунт для покрытия пластиковых поверхностей должен иметь две особенности:
- Высокая адгезия — некоторые пластики очень сложно поддаются окраске, поэтому грунт должен очень прочно сцепляться с основой;
- Эластичность — пластиковые детали обладают определенной гибкостью и при эксплуатации автомобиля постоянно деформируются (изгибаются и скручиваются). Грунт и лакокрасочное покрытие должно переносить деформации без растрескивания, изломов и других повреждений.
Этими характеристиками обладают грунты, в основе которых лежат две группы химических соединений:
- Полиакрилаты — на их основе изготавливаются акриловые грунты, которые обладают высокой адгезией, хорошо наносятся на поверхность, эластичны и долговечны, не имеют запаха и нетоксичны. Однако акриловые грунты нельзя использовать по металлу и другим материалам;
- Алкидные смолы — грунты на их основе универсальны, могут использоваться как для пластиков, так и для металлов, они очень прочны и долговечны, однако имеют запах и их применение следует соблюдения определенных требований.
Сегодня наиболее распространены акриловые грунты, которые гораздо проще в работе, имеют низкую стоимость и подходят практически для всех видов работ. Алкидные грунты сложнее в работе, но с их помощью можно грунтовать бамперы со встроенными металлическими решетками и иные подобные изделия.
Также в состав грунтов входят различные присадки — красители, модификаторы и другие соединения, улучшающие характеристики покрытий.

Типы грунтов для пластика
Грунты для пластика делятся на несколько типов по составу, цветовым характеристикам и товарной форме.
По составу, как отмечено выше, грунты делятся на два типа:
- Акриловые;
- Алкидные.
По товарной форме грунты бывают:
- В аэрозольных баллонах для нанесения без дополнительного оборудования;
- В баллонах для использования с пистолетами-пульверизаторами.
Грунты второго типа обычно называются профессиональными, так как они могут быть нанесены только с помощью специального оборудования. Однако по составу и характеристикам оба типа грунтов не отличаются (за редкими исключениями).
Наконец, сегодня выпускаются грунты двух видов:
- Прозрачные — бесцветные грунты, не маскирующие пластиковую поверхность;
- Окрашенные — могут иметь белый, серый, черный и другие цвета.
Использование окрашенных грунтов помогает реализовать различные декоративные эффекты при окрашивании пластиковой детали. Однако чаще всего такие грунты применяются для экономии основного лакокрасочного покрытия — белый или серый грунт может замаскировать пластиковую поверхность, и для полного перекрытия его «родного» цвета потребуется нанести меньше слоев краски.
Выбор и применение грунтов по пластику
Прежде чем покупать грунт, необходимо определить, из какого материала изготовлены окрашиваемые материалы. Дело в том, что акриловые и алкидные грунты некоторых типов и марок имеют слабую адгезию с некоторыми пластиками, поэтому не могут обеспечить достаточную надежность покрытия. Обычно проблемы возникают с полиэтиленом, полиуретаном и полистиролом. Перед покупкой следует прочесть инструкцию на грунте — производитель всегда указывает, с какими материалами средство несовместимо.
Определить тип пластика можно различными методами — по маркировке на детали, по горению, по плотности (плавает или тонет в воде) и т.д. Мы не будем здесь рассматривать этот вопрос, всю информацию можно получить на специализированных интернет-ресурсах или в специальной литературе.
Проводится грунтование в несколько шагов:
- Окрашиваемые детали промыть и очистить от загрязнений;
- Провести обработку наждачной бумагой — обычно используется «нулевка» (М20, М28, М40, по европейской классификации P400/600/1000);
- Обезжирить ошкуренную поверхность;
- При необходимости — обработать антистатиком (обработка предотвратит налипание пыли, пластиковой стружки и т.д.);
- Равномерно нанести первый слой грунта, после высыхания (10-15 минут) повторить 3-4 раза;
- После полного высыхания грунта нанести первый слой краски, после высыхания (15-20 минут в зависимости от выбранной краски) нанести еще два-три слоя краски.
Современные грунты не нуждаются в длительной сушке, поэтому окрашивать деталь можно уже через 10-15 минут после нанесения грунта.
При правильном подборе и применении грунта для пластика лакокрасочное покрытие на бампере, порогах, молдингах или спойлере будет прочным, привлекательным и долговечным.